Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

В путь с камерой. Тревел-фотография

Путешествие. Есть что-то магическое в этом слове. Огромный мир за дверью дома. Невероятные пейзажи, неожиданные встречи, чья-то непривычная культура, еда, города, полные самых разных звуков и запахов. Сегодня мир открыт, путешествовать стало гораздо проще. Проложи маршрут, собери рюкзак - и в путь. И все больше людей добавляют в свой набор путешественника камеру. И получается, что они уже не просто путешественники, а тревел-фотографы. Но что же такое на самом деле тревел-фотография?

Текст и фото: Антон Агарков

Кочевники Киргизии - чабаны и идеальные наездники. Их история - это история стад и конных состязаний

Для начала стоит подумать, а что же такое путешествие. Поездка в Марокко, Югославию или Иран - это путешествие. Фотографии, снятые в Канаде - тревел-фотографии. А поездка в соседний город - это путешествие? А прогулка по соседней улице - путешествие? Предположим, вы сняли свой родной город - это тревел фотография или нет? Скорее нет. А что если марокканец приедет в ваш родной город и снимет его - это что? Пожалуй, все-таки тревел-фотография. Но чем эти фотографии будут различаться? Экзотика - это, конечно, хорошо. Но если говорить совсем честно, то путешествие - это любой выход из дома с целью узнать что-то новое. Прозаично, но зато сколько сразу открылось бюджетных направлений для путешествий, не так ли?

Ну а если вы в это путешествие отправились с фотоаппаратом - это уже тревел-фотография. Почти. Вот поехали вы в Сахару снимать барханы. Сняли одну фотографию, три, десять. И показали десять фотографий барханов. Это тревел-фото? Нет, это десять фотографий бархана.

Тревел-фотография это попытка через ваши снимки показать, чем и как живет страна, город, деревня, куда вы отправились. Это не только пейзажи, это гораздо больше - архитектура, кухня, национальные праздники, ремесла. И, конечно же, люди. Желание рассказать историю, передать дух и колорит страны настолько точно, чтобы зритель сказал “Да, я как сам там побывал!” - вот в чем суть тревел-фото. И эта сверхзадача требует от фотографа огромной сноровки и опыта.

Тревел-фотограф должен быть внимательным и четко понимать, что важно, а что нет. В жизни любого места есть важные вещи, а есть второстепенные. Во время тестов Nikon D500 я снимал в Киргизии. Я много путешествовал по этой стране, изучал быт местных жителей, их культуру и традиции. И могу совершенно точно сказать, что для этих людей скотный базар и юрты гораздо важнее, чем, например, торговые центры в городе Бишкек. Безусловно, эти торговые центры могут стать частью истории и помогут показать контраст между столицей и высокогорными пастбищами с их традиционной жизнью. Но заостряться на городской жизни в истории про Киргизию было бы неправильно.

Так что, купив билет или собравшись в дорогу, постарайтесь узнать как можно больше о том месте, куда вы едете. Кто там живет? Чем они живут? Где они живут? Какая там природа? Какая история стоит за этим местом и как она проявляется сегодня? Начните задавать все эти вопросы еще до путешествия и ищите на них ответы. Но не забывайте, что мир может отличаться от того, что вы узнали из интернета.

Здания рушатся, люди меняют профессии и переезжают, красивые тканые ковры с фотографий могут оказаться просто удачно снятыми половичками. Вы должны быть готовы к такому повороту событий. Увидели, что присмотренная тема, мягко говоря, не очень - не тратьте на нее время. Лучше посвятите его чему-нибудь более интересному. И, напротив, если путешествие сводит вас с интересными людьми или темами, то не думайте лишний раз - меняйте маршрут, оставайтесь и снимайте-снимайте-снимайте!

Nikon D500, объектив AF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

Скотный базар в городе Каракол - важная часть быта и работы киргизских чабанов.

Побывать и снимать там - значит понять и передать важную часть их жизни

Если все пойдет правильно, то ваш тревел-репортаж станет умеренной смесью пейзажей, репортажа, портретов местных жителей, каких-то зарисовок местного быта.

Очевидно, что подобный подход требует от фотографа умения снимать вообще все, что может ему встретиться в путешествии. Природа, дикие животные, архитектура, даже макро. Причем это все надо уметь снимать если не мастерски, то на достойном уровне, чтобы общий уровень вашего репортажа был равномерным по качеству. Если ваш зритель увидит интересный пейзаж, но за ним последует паршивый портрет или банальный репортаж, то скорее всего ваш зритель просто разочаруется и пойдет смотреть красивые фотографии где-то в другом месте.

Опыт и знания, умение работать быстро и приспосабливаться к изменяющимся условиям - важные составляющие успеха в тревел-фотографии. Но не единственные. Немалую роль играет выбор оборудования. Хороший тревел-фотограф должен быть готов ко всему, с чем сведет его путешествие. Вы должны хорошо знать и чувствовать свою камеру. Привыкнете к органам управления, научитесь не глядя менять настройки. Тогда в критический момент вместо того, чтобы путаться в кнопках, вы сделаете свой кадр.

Nikon D500, объектив AF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR

Юрта - чабанское жилище летом и важная часть культуры киргизов.

Отнеситесь внимательно к выбору камеры. Она должна подходить для съемки любых сюжетов, работать быстро и долго. Скорее всего, вам придется снимать много динамичных сцен, возможно, в условиях плохого освещения. Так что, было бы хорошо, чтобы камера прилично снимала на высоких показателях ISO. Не забывайте, что все оборудование вам придется таскать на себе. Мне приходилось гулять с фоторюкзаком по городам и весям по 10-12 часов в день, поднимать технику в горы и совершать длительные переходы с поклажей за плечами. Так что, вес вашего комплекта техники имеет немалое значение. Новая камера Nikon D500 для тревел-фотографии полностью подходит по всем параметрам.

Готовность ко всему относится не только к знаниям, но и к вашему набору оптики. Определенные сцены лучше всего снимать на определенные типы объективов. Для пейзажа отлично подходит широкоугольник, для портретов животных - телевик, а искать городские сценки лучше всего со штатником. Но если у вас нет возможности или желания таскать целый набор оптики, вы можете выбрать для путешествий объектив с широким диапазоном фокусных расстояний, например AF-S DX NIKKOR 10-24MM F/3.5-4.5G ED.Либо попробовать подстроить свой стиль съемки под те фокусные расстояния, которыми вы располагаете. В конце концов, в вашем репортаже ваших зрителей будет интересовать не только точка на карте, но и ваше личное ее восприятие.

До тех пор пока не изобрели кнопку шедевр, важно запомнить и соблюдать главные правила фотографирования в путешествии. Тогда будет что показать внукам или вспомнить самому. В качестве примера для каждого правила возьму некоторые свои фото из путешествий, которые примерно подходят под эти правила.

1.СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Старейшее правило фотографии, о котором знают все фотографы и «принципиально» игнорируют любители. Именно поэтому вместо счастливого себя на фоне моря большая половина любителей снимает голову на фоне неба из которой растут деревья.

Мысленно раздели будущий снимок на три части по вертикали и на столько же по горизонтали, размещай объект съемки на пересечении воображаемых линий или на самих линиях и гарантировано получишь композиционно сбалансированный снимок.

2.НАРУШАЙ ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Не стоит быть рабом правил. Они для того и существуют чтобы их иногда нарушать. Всегда можно разместить объект съемки по центру или внести какой-нибудь дисбаланс в кадр, главное поначалу не увлекаться.

3.ИСПОЛЬЗУЙ В КАДРЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЯЮЩИЕ

Дороги, мосты, провода, речку или линии небоскребов - используй их для создания глубины кадры или в качестве направляющей линии, которая приведет зрителя к главному объекту съемки.

4.ДЕЛАЙ ПАНОРАМЫ

Иногда именно панорамы помогут понять ваши эмоции, которые вы испытали в путешествии. Пейзажи в горах, высотные виды на ночной город или просто красивое историческое место часто можно передать намного лучше с помощью панорам.

Панорамы легко сделать, часто для этого не нужен дорогостоящий штатив и панорамная головка. Просто снимайте непрерывно место с перкрытием одной трети площади кадра. Любая популярная программа для склейки панорам справится с задачей.

5.ВСЕГДА ОБРАБАТЫВАЙ ФОТОГРАФИИ

Любая фотография может быть улучшена с помощью фото-редактора, только псевдо-фотографы могут гордиться тем, что «тут никакого фотошопа, все натуральное». Речь не идет об изменении снимков или фотоколлажах, но элементарно вытащить детали из теней, добавить контраста или насытить цвет неба нужно обязательно. Часто даже простое кадрирование превратит скучный кадр в шедевр.

Длинная выдержка добавит творческую составляющую в снимок, создаст иллюзию движения на фото, будь то размытые фигуры людей или струи водопада. Попробуй снимать с выдержкой в одну секунду, поэкспериментируй с диафрагмой и чувствительностью. Результат появится уже с третьей попытки.

7.ИЩИ НЕОБЫЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ИЛИ РАКУРС

Отражение в воде, необычный ракурс снизу или сверху поможет создать нечто непохожее на снимки ваших попутчиков по путешествию. Здесь можно экспериментировать без ограничений и на время забыть о всех правилах.

Особенно необычно одетых или в смешной ситуации. Это очень оживляет стандартные альбомы из путешествий. Как по мне - это самое сложно правило, но без него трэвел-фотография невозможна.

9. УДЕЛЯЙ ВНИМАНИЕ ГЕОМЕТРИИ И ЦВЕТУ

Комбинируй с цветом, геометрией и расположением объектов, ищи интересные мелочи. Дверь парадного входа, элемент старинного фасада или белье на веревке на фото часто смотрятся выигрышнее, чем в жизни. Особое внимание уделяй необычным сочетаниям цветов и геометрии предметов.

10. БУДЬ ТЕРПЕЛИВЫМ

Часто крутое фото получается тогда, когда вы терпеливо ждете. Это касается как правильного света, так и сценок с животными или людьми или, наоборот, отсутствия людей. Любой объект можно снять без туристов, если вы не хотите их видеть в кадре – для этого нужно просто подождать. Очень редко удачные кадры получаются навскидку.

Любая локация ночью выглядит абсолютно иначе, искусственный или лунный свет добавляет драматизма и таинственности снимку, скрывает недостатки которые видны днем, например, мусор или грязь. Тот же мост в Будапеште, ночью выглядит абсолютно иначе.

Для съемки в вечернее время понадобится легкий недорогой штатив. Выдержку можно делать подлиннее, от 5 до 30 секунд, диафрагму стоит зажать до значений 11-22. Результат на фото поможет увидеть свое путешествие совсем с другой стороны и вызвать белую зависть у зрителей.

12. НЕ ЗАБЫВАЙ ПРО МЕСТНУЮ "ДИКУЮ ПРИРОДУ"

У бабушки в деревни снимай голубей или кошек, в городских парках – белок, а путешествуя по Таиланду или Индонезии не забывайте о том, что местные обезьяны давно заждались спуска затвора вашей камеры.
10 вещей которые нужно сделать чтобы испортить отпуск

Последнее изменение Четверг, 24 Сентябрь 2015

Будет интересна всем, кто хочет зарабатывать на фотографии. В статье Брендан рассказывает о том, где и сколько он зарабатывает, а также дает несколько советов новичкам.

Давно прошли те дни, когда работа тревел-фотографом заключалась лишь в обеспечении фотоматериалом разного рода туристических изданий. Все уже не так просто, а уровень конкуренции среди фотографов сегодня высок как никогда.

Но все-таки, мне кажется, что и тревел-фотографов на свете никогда столько не было. Если сомневаетесь, просто загляните в вашу френд-ленту в Instagram.

Так если тревел-фотография уже не годится в качестве традиционной карьеры, как всем этим людям удается заработать на жизнь? Хотел бы я ответить на этот вопрос, но не могу. Сегодня у каждого свой способ заработка. Все, что я могу сделать – это рассказать о себе и о том, как мне удается не превратиться в бомжа (хотя и с трудом).

Во-первых, немного о себе

Мне 30 лет, я – тревел-журналист из Канады. В течение последних пяти лет я работаю по всему миру в качестве так называемого «цифрового кочевника». За это время я успел побывать примерно в 80 странах на 6 континентах.

Начал я с написания статей, однако вскоре перешел к фотографии как к дополнительному способу заработка, пока не понял, что создавать визуальные образы мне нравилось больше, чем писать. Фотография стала моим наркотиком, и я погнался за любой возможностью его получить.

В начале карьеры я пользовался Canon T2i наряду с кит-объективом 18-55mm. Сегодня у меня есть Canon 6D, 16-35mm f/4, 70-200mm f/2.8 IS, 50mm f/1.4 и разное другое оборудование, например, вспышки Cactus, штатив 3 Legged Thing и GoPro 3+.

Где и как я зарабатываю

Прежде чем перейти к «как», позвольте мне рассказать о «сколько». Путешествуя по миру, я трачу на жизнь в среднем 2000$ в месяц. Это включает в себя проживание, транспорт, питание и т.д.

У меня нет дома, так что эти 2000$ – это, на самом деле, все мои расходы. Таким образом, чтобы не скатиться до попрошайничества, мне нужно зарабатывать каждый месяц определенную сумму…

Но желательно немного больше. И, прежде чем вы спросите – нет, у меня нет сбережений, траст-фонда и богатой «мамочки» (хотя от этого я, может, и не отказался бы).

В общем, я придерживаюсь такого подхода к деньгам, который называю «осьминогом». После двух лет попыток выжить в традиционной журналистике, я понял, что для того, чтобы нормально зарабатывать в качестве фрилансера, нужно попробовать как можно больше различных вариантов деятельности.

То есть, если у меня будут 8 различных источников дохода, приносящих по 250$ в месяц каждый, я заработаю свои 2000$.

И даже если один из них я потеряю, это не станет концом света. Останется много других.

№ 1: Работа на журнал/газету

Честно говоря, для меня этот источник дохода стал в 2015 году самым скромным. На сегодняшний день на это просто нет большого спроса. Да, некоторые мои работы публиковались в крупных СМИ. Например, мой материал по Исландии был напечатан на развороте The Guardian. Но традиционная журналистика – это не то, к чему я бы хотел стремиться.

Слишком много однообразной работы. 95% времени проводится за экраном компьютера и только 5% в полевых условиях. На сегодняшний день я занимаюсь традиционной журналистики только, если издание само со мной связывается. В 2015 году я заработал на традиционной журналистике около 150$ в месяц.

№ 2: Фотостоки

№ 3: Прямые продажи

На данный момент это мой самый крупный источник дохода. Уже год я числюсь постоянным сотрудником в одной компании, которая платит мне по 1000$ в месяц. Они получают возможность выбора пары фотографий каждый месяц для использования в социальных медиа и маркетинговых проектах.

Эти фото должны обладать определенным, нужным им, стилем, так что я провожу большую часть своего времени за их созданием.

Помимо моего крупнейшего клиента, у меня есть ряд других, контактирующих непосредственно со мной. Однако пока, в 2015 году, их было немного, так что давайте просто скажем, что я заработал на этом методе 1000$ в месяц, хотя были и некоторые другие небольшие продажи.

№ 4: Использование социальных медиа

Хорошо это или плохо, но на данный момент богатейшие в мире тревел-фотографы – это не те, кто лучше всего работают, а те, кто раскрутили себя лучше остальных.

Бренды, туристические сообщества, рестораны и гостиничные сети постоянно соперничают между собой за именитых фотографов, давая им возможность воспользоваться своим продуктом: посетить определенные места, попробовать блюда и остановиться в гостиницах.

Конечно, это очень выгодно и для самых известных фотографов. На самом деле, некоторые из самых активных пользователей Instagram в принципе могут зарабатывать только на своих подписчиках. Поверьте, я лично видел дневные ставки некоторых из этих звезд, и уж они точно не под мостом живут.

Людям вроде меня, с довольно скромным числом подписчиков в социальных медиа (44 тысячи в Facebook, 53 тысячи в Twitter и 22 тысячи в Instagram), я бы не советовал полагаться на этот метод. Тем не менее, время от времени оттуда тоже поступают заказы.

В 2014 году я работал с крупным автомобильным брендом, компанией по прокату автомобилей и парой туристических сообществ. В этом году я пока еще ни с кем не работал, хотя в основном просто потому, что занят другим. Нужно найти баланс между тем, где вы хотите быть, и там, где платят. К сожалению для моего кошелька, я всегда делаю только то, что мне интересно, и берусь за определенные проекты только, если они мне подходят.

№ 5: Блоги

До 2014 года блоггинг был моим основным источником дохода. Я зарабатывал на своем блоге с помощью рекламы и заказов. Однако в 2014 году этот поток дохода по большей части перестал для меня существовать, несмотря на значительное увеличение трафика.

Но хоть блог больше и не приносит столько же денег, но благодаря аудитории (блог привлекает около 1400 уникальных посетителей ежедневно), он направляет читателей к другим источникам дохода.

Например, обзор продукта, который я сделал в декабре 2014 года, привел посетителей на Amazon через партнерскую ссылку. Этот продукт очень хорошо продавался, и с ним заодно покупали и другие вещи. На этой партнерской ссылке и я заработал себе копеечку. Конечно, этот вариант не очень надежен.

В январе и феврале я заработал на партнерских продажах 300$ и 400$ соответственно. В марте – только 50$.

Я также по-прежнему зарабатываю около 200$ в месяц на рекламе. Итак, давайте скажем, всего 300$ в месяц.

№ 6: YouTube

YouTube в качестве источника дохода я использую уже довольно давно. Начал я более двух лет назад в Африке, когда приступил к своей эпической поездке на скутере из Бамако до Кейптауна. Тем не менее, я быстро понял, что посетителям YouTube интересно узнавать о чем-то новом, а не просто наблюдать, как какой-то чувак на скутере за 600$ рассекает по просторам Конго.

Меньше года назад я основал на YouTube канал с советами, уроками, обзорами и видео, сделанными в разных странах. Он стал гораздо более популярным и в настоящее время набрал уже более 5000 подписчиков, 375 000 просмотров и дает около 125$ в месяц.

№ 7: Обучение

Мне кажется, что большинство людей на свете хотели бы научиться фотографировать самостоятельно, а не покупать фотографии. И по этой причине обучение стало основным источником дохода для большого количества фотографов. На самом деле, бывает так, что самые высокооплачиваемые фотографы в мире не всегда самые талантливые, но они часто умеют очень эффективно обучать.

Многие из фотографов продают книги, видео-уроки и проводят семинары в качестве дополнительного заработка.

Я начал делать то же самое. Могу похвастаться, что места на мой семинар по тревел-фотографии в Перу в следующем месяце уже распроданы. Второй семинар пройдет в течение двух недель в июле по всему Перу и Боливии (еще можно забронировать!).

Тем не менее, в 2015 году я пока еще ничего не заработал на преподавании; хотя, как я уже говорил, это может стать достойным источником дохода для тревел-фотографов, умеющих и любящих обучать свою аудиторию.

№ 8: Фриланс-журналистика

Моя работа в качестве журналиста остается резервным источником дохода, и я действительно занимаюсь этим только когда чувствую, что денег не хватает. Ну, то есть, да, обычно каждый месяц. Большая часть клиентов этого вида деятельности – Интернет-издания, и он уже не оплачивается так, как раньше. Тем не менее, писательство помогает мне справляться с некоторыми счетами.

В среднем я получаю с этого около 400$ в месяц.

№ 9: Экономия

Когда вы путешествуете, экономия денег – это тоже заработок. Довольно часто обмен пары фото на бесплатный номер в гостинице или тур полностью себя оправдывает. Например, я часто так делал, когда был в Южной Африке. Сафари стоят дорого, поэтому я делал несколько фото местным фирмам для использования в маркетинговых целях в обмен на бесплатные сафари. И все от этого выигрывали.

Итак, сколько вы зарабатываете?

Простая математика подсказывает, что в 2015 году я заработал в качестве тревел-фотографа около 2 325$ в месяц, хотя думаю, что, скорее всего, сумма приближается к 2 600$.

Да, я знаю, что это не так уж много. Особенно, если тратить по 2 000$. Но сколько людей могут позволить себе путешествие каждый день? Конечно, мне хотелось бы зарабатывать больше, но я не жалуюсь. Я каждый день вижу и делаю то, на что иной человек копит всю свою жизнь. На данном этапе я не хотел бы заниматься ничем другим.

В заключение

Правда о тревел-фотографии в 2015 году заключается в том, что качество самих фото часто менее важно, чем человек, их сделавший. Можно сказать (и многие так и утверждают), что мир тревел-фотографии стал продажным. Многие из известнейших мировых тревел-фотографов больше не изучают и не ищут новые и интересные места для снимков, а стремятся туда, где крутятся деньги.

Таким образом, многие из них превратились в «корпоративных/маркетинг-фотографов».

Но разве можно их в чем-то обвинять? Мир фотографии значительно изменился за последние 5-10 лет. Стоки в настоящее время заполнены снимками из любого уголка планеты, откуда их могут брать журналы и газеты. Тревел-фотографы в своей традиционной форме становятся расходным материалом.

Несмотря на это предыдущее заявление, я считаю, что сообщество тревел-фотографов сейчас сильнее, чем когда-либо. Да, традиционные источники доходов умирают, но развивающийся мир дарит тысячи различных возможностей тем, кто готов пойти на риск и попробовать себя в этой индустрии.

И, да, конкуренция там очень высокая, но, в общем, бизнес процветает, а уж количество проявлений товарищества среди коллег-фотографов, вместо зависти и ревности, приятно поражает меня почти каждый день.

Так что, если и делать к этой статье вывод, то я хотел бы сделать его обнадеживающим. Нет, не нужно быть лучшим фотографом в мире, чтобы успешно работать на этом поприще в 2015 году: вы просто должны быть храбрым и усердным. Любой, кто готов пойти на риск и работать до упора, способен хорошо зарабатывать в качестве тревел-фотографа.

Я покинул свой дом в 2009 году с 500$ в кармане, «мыльницей» и желанием провести остаток жизни, изучая планету. Оглядываясь назад, я понимаю, что это было наивно. Однако без этой наивности я бы никогда не сделал первый шаг на пути к своей мечте. Сегодня я борюсь за выживание. Все мои источники дохода могут иссякнуть за одну секунду.

Но я больше не беспокоюсь об этом, я просто работаю дальше и получаю удовольствие от каждого мгновения.

Говорят, у тревел фотографа лучшая работа на свете: ездишь по миру, снимаешь - что может быть лучше? В какой-то мере это действительно так, но иногда лучшая в мире работа оказывается самой сложной, ведь часто приходится полагаться только на себя.


Тщательное планирование - залог успеха каждого путешествия или экспедиции. Однако перечеркнуть распланированную по минутам поездку может что угодно: подводят люди, транспорт, собственные здоровье и техника. Очень часто неприятности возникают там, где их совсем не ждешь, поэтому
важно учесть максимальное количество рисков и иметь запасной план, чтобы обезопасить себя от негативных последствий.

Не стоит привязываться к режимному свету и подобно изголодавшемуся вампиру показываться на улице с камерой только на закате или рассвете. Искать и находить необычные сюжеты можно и днем, и ночью. К примеру, полуденное солнце с его жесткими тенями будет полезным при съемке
интересной геометрии на улицах какого-нибудь городка.
Если лень тащить с собой рюкзак с техникой, посвятите время разведке местности и поиску интересных ракурсов, ведь когда пойдет свет, будет уже не до поисков и метаний.


В режимное время на локацию нужно приходить подготовленным и точно знать, что и где хочешь снимать. Конечно, погода и условия могут вносить свои коррективы, но, как говорится, кто осведомлен, тот вооружен.
Персонажи или герои - неотъемлемая часть каждой фотоистории. Лица, эмоции, быт, мелкие детали, которые часто остаются за кадром - ценный материал, который так любят редакторы журналов. Кроме того, персонаж в кадре может подчеркнуть масштаб эпической сцены или оживить картинку.
Портрет - сложный в психологическом плане жанр: трогательный, интимный и очень личный. По этой причине фотограф должен знать не только техническую и композиционную составляющую портрета, но и быть хорошим психологом, разбираться в людях и уметь расположить к себе человека.
Хороший портретный снимок, как маленькая история, у которой есть продолжение: всегда о чем-то говорит и не оставляет зрителя равнодушным.


Есть люди красивые и не очень. Есть интересные персонажи и наоборот. Выбирая того или иного героя, нужно четко осознавать, почему именно он, а не кто-то другой. Совершенно бессмысленно врываться в чужую жизнь и на бегу пытаться сделать по-настоящему искренние фотографии.
К работе стоит приступать только тогда, когда вы становитесь своим, и вас перестают замечать. Пригласите ваших персонажей на чай, расскажите шутку и позвольте им пошутить над вами. Будьте готовы к тому, что адаптация может затянуться на несколько дней, но потом вы почувствуете разницу: отношение изменится до неузнаваемости. Когда перестаешь быть чужаком, начинаешь замечать вещи, которые обычным туристам никогда не покажут.
Никогда нельзя принуждать незнакомых людей фотографироваться. Персонаж сам должен хотеть этого и быть заинтересованным в процессе. Не нужно торопиться. В спешке теряются суть и детали. Не гонитесь за сотней лучших кадров в день и не паникуйте, если ничего не снято. Будет снято! Если у вас есть один по-настоящему классный кадр в день, то этот день можно считать удачным.


Съемка детей в путешествии - всегда авантюра. Ты понятия не имеешь, что ему сейчас придет на ум, не говоришь с ним на одном языке. Впрочем, для общения с детьми язык не нужен, ведь фотографирование может стать частью увлекательной игры. Ни в коем случае нельзя предлагать ребенку
деньги за съемку. Поощрение - это форма благодарности, а не рыночные отношения. Обычно дают какие-нибудь сладости, но для маленьких жителей отдаленных деревень куда более полезным подарком будут карандаш или блокнот.
На нашей планете практически не осталось нетронутых прогрессом мест. На смену традиционной одежде и уникальному образу жизни приходят «адидас», кока-кола и Facebook. Чтобы найти что-то настоящее и аутентичное, приходится сворачивать с туристических троп и отказываться от элементарных удобств.
Но, как показывает практика, оно того стоит.

Возвращаясь на старые маршруты, я стараюсь найти героев своих фотографий и подарить им напечатанные кадры. Реагируют по-разному: кто-то вообще не понимает, что с этой фотографией делать, для кого-то снимок на бумаге - приятный неожиданный сюрприз, который останется на память. Удивительно наблюдать за тем, как растут и меняются дети - на фотографиях и вживую.
Постоянно жалеть себя и лениться - еще один отличный способ «не снять». Нужно вставать на каждую рассветную съемку независимо от погоды и использовать для поисков сюжетов все имеющееся в распоряжении время. К сожалению, понимание этих простых истин часто приходит слишком
поздно, когда возвращаешься домой.


Нет ничего постыдного в изучении работ других авторов перед поездкой. Анализ нужен не для того, чтобы снять то же самое. Он позволяет четко поставить задачу: что, где, когда и как снять. Не обязательно копировать великих, чтобы самому делать что-то хорошо.
Если планируете поездку в незнакомую страну или местность, найдите гида-проводника, который будет сопровождать вас на протяжении всего пути. Это позволит сэкономить кучу времени и средств и даже решить некоторые вопросы безопасности. Проводник обязательно должен быть местным и знать регион как свои пять пальцев. Идеальный вариант, когда гид имеет опыт работы с фотографами и знает, куда идти и к кому обращаться.

Хорошая физическая подготовка имеет значение. Это не значит, что перед очередной поездкой придется провести полгода в спортзале, но держать свой организм в форме не помешает.
Прорабатывая новый маршрут или направление, не поленитесь посвятить вечер изучению обычаев и особенностей менталитета местных жителей. Это позволит избежать неловких ситуаций, конфликтов, а люди будут относиться к вам с большим уважением.


Помимо красивых снимков рассказать о пережитых приключениях поможет любительское бекстейдж-кино с собой в главной роли. Для этого сейчас есть всевозможные средства. Возьмите в экспедицию напарника-видеографа, который будет вести хронику и соберет материал для остросюжетного фильма. Людям интересно смотреть не только на результат работы, но и наблюдать за бытовыми приключениями - тем, что обычно остается за кадром.
В рабочие поездки я всегда беру с собой две «тушки».
Во время съемки стараюсь держать наготове обе камеры: с «телевиком» и со «штатником» или каким-нибудь фиксом.
Это избавляет от необходимости постоянно менять стекла и увеличивает эффективность съемки.
Последние пару лет снимал на Sony A900 и A99. Недавно перешел на A7R. Из оптики использую объективы Sony и Minolta. Любимый «телевик» - старая и тяжелая «большая белая труба» Minolta AF 80–200 mm f/2.8 HS APO G. Наиболее ходовые фиксы - Sony Carl Zeiss Planar T* 85 mm
f/1.4 (SAL‑85F14) для крупноплановых жанровых портретов, Sony Carl Zeiss Distagon T* 24 mm f/2.0 ZA SSM для пейзажа и Sigma AF 50 mm f/1.4 EX DG HSM.


Горький опыт научил тому, что таскать на шее две камеры - дело неблагодарное и губительное, поэтому камеры ношу только на плече. Для надежности пристегиваю ремень к лямкам рюкзака с помощью небольшого карабина.
Для обработки фотографий в 100 % случаев использую легкий ультрабук с IPS-дисплеем и Lightroom. Photoshop приходится задействовать только для глубокой ретуши студийных портретов.
Сшивка панорам производится в Kolor Autopano Giga.
Что касается хранилища для отснятого материала, то это только карты памяти объемом до 32 Гб и твердотельные накопители. Стараюсь отдавать предпочтение картам среднего объема, так как лучше потерять 32 Гб фотографий за раз, чем 64 или 128.
На высоте более 3000 метров из-за низкого давления классические НЖМД-диски часто выходят из строя, поэтому наиболее надежный вариант - SSD. Также рекомендую делать резервные копии контента и хранить второй диск в рюкзаке напарника или гида. Это позволит сохранить ценные кадры
в случае утери вашего личного кофра.

Обычно при съемке отдаю предпочтение естественному освещению, но небольшой отражатель всегда ношу с собой.
Мягкий рассеянный свет - идеальное подспорье для творческих экспериментов. В портретной съемке важно следить за задним фоном: он должен быть темнее главного объекта и однородным. Кстати, эксперты по заднему фону - сонные дети: ранним утром, в какой-нибудь забытой Богом деревне
они выглядывают из дверных проемов и окон своих жилищ, приветствуя путников, тем самым обеспечивая фотографа идеальным черным задником.
Еще одно важное правило: нельзя экономить на обуви и снаряжении. Сэкономленные деньги уж точно не окупят потерянное время и нервы.
Важная составляющая творчества фотографа - наличие собственного узнаваемого стиля. Само собой разумеется, что это результат кропотливого труда, переосмысления множества вещей и постоянной практики.


Хороший фотограф от всех остальных отличается способностью видеть то, чего не замечают другие. Снимать нужно ясно и четко: есть место, есть герои, есть история и есть сюжет. Объединив все эти составляющие в единое целое, получаем хороший снимок, который что-то говорит о состоянии и жизни в это время в этом самом месте.
Каждый фотограф хочет быть на обложке, ведь получить обложку означает получить весь номер. По этой причине не забывайте снимать интересные сцены как горизонтально, так и вертикально - такой кадр может стать решающим. Никогда не нужно спорить с редактором: что бы вы не думали о своих снимках, редактор лучше знает, как делать свой журнал.
Настоящее фотопутешествие - это всегда выход за пределы зоны комфорта, приключение без лежаков и коктейлей. Вместо них - удивительные люди и самые прекрасные пейзажи на планете.

Для того чтобы впечатления за давностью лет не расплескались, в пути всегда сопровождает фотоаппарат. Вместе с командой Nikon мы составили несколько советов для начинающих фотохудожников, чтобы снимок сохранил самые положительные эмоции.

Едва ли что-то может сравниться с путешествиями в качестве источника новых ощущений. Куда бы вы ни отправились, они поджидают на каждом шагу, остается только поймать. Нередко палитра таких «трофеев» оказывается столь насыщенной и яркой, что удержать ее в памяти практически невозможно.

Рассказать историю

Проблема многих любительских travel-фотографий – это безыдейность. Съемку, когда фотоаппарат строчит, как пулемет, профессионалы называют моторной. На флешке оказывается тьма однотипных снимков, по которым, бывает, и не разберешь, что это за страна или город.

Не торопитесь снимать все вокруг, оглядитесь по сторонам и найдите сюжет. Ниже, например, кадр амбассадора Nikon Даниила Коржонова, который обязан своим появлением внимательности фотографа.

Фотограф должен не просто показать, но и рассказать, составить полноценную историю. Жанр роли не играет: наполненный смыслом может быть и портрет, и пейзаж, и натюрморт, и интерьерная фотография. Ключ к успеху – это богатство ярких деталей, передающих местный колорит. Однако это вовсе не значит, что нужно их искусственно добавлять, предлагая, например, индейцу вооружиться томагавком. Искусство фотографа заключается в том, чтобы держать технику наготове в тот момент, когда персонаж сам решит взять томагавк.

Помнить о свете

На качество съемки также влияют погодные условия и время года. Например, осенью воздух холодный и прозрачный, что повышает резкость картинки, а летом лучше всего снимать на рассвете или закате, когда свет «оживляет» изображение. Если солнце в зените, то кадры получаются слишком контрастными, без теней и полутонов.

«Чтобы получить красивую фотографию пейзажа, природы или города, стоит проводить съемку в интервале от 7:00 до 11:00 утра или после 16:00 и до захода солнца. Именно в эти часы солнечные лучи наиболее мягкие – они помогут вам передать естественные краски, а боковой солнечный свет прорисует тени, которые придадут объектам объем. Это особенно важно, если вы фотографируете в городе», – советует амбассадор Nikon Виталий Савельев.

К тому же, встретив рассвет в экзотической стране, вы не только сделаете отличные снимки, но и испытаете особые впечатлениями, увидев, как начинает свой день незнакомый город.

Выстроить композицию

С точки зрения композиции захватить вид города или пейзажа максимально широко и полно поможет высокое место съемки. Заберитесь на крышу, смотровую площадку, гору или небольшой холм, чтобы местность была как на ладони. Пейзаж получится объемным, многоплановая композиция сделает изображение выразительнее.

Насыщенный передний план очень важен и при морской съемке. Растения, коряги, камни – это то, что вам нужно. Если ваша камера водонепроницаема, вы можете построить необычный кадр, расположив объектив полностью или наполовину под водой. Рекомендуем приобрести специальный поляризационный фильтр – он уберет блики, что облегчит дальнейшую коррекцию фотографий.

Отличные кадры города получатся, если вы углубитесь в недра, свернете с проторенных туристических дорожек. На первый взгляд, нет ничего проще, чем фотографировать архитектуру. С неподвижными объектами «справится» даже авторежим. Однако для того, чтобы запечатленная на снимке архитектура выглядела столь же впечатляюще, как и в реальной жизни, необходимо правильно выстроить композицию.

Главное в travel-съемке – умение выходить за привычные рамки, искать небанальные ракурсы и состояния. Другие основные положения о том, как снимать нетривиально, мы расписали на фото ниже.

В материале использованы фотографии амбассадора бренда Nikon Даниила Коржонова