Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Газпромнефть битумные. Битумные материалы «Газпром нефти» востребованы за рубежом

«Газпромнефть – Битумные материалы», оператор битумного бизнеса «Газпром нефти», приобрела высокотехнологичный производственно-логистический терминал (Группа компаний «ТА Битум») в городе Сальск Ростовской области. Новый актив станет важным элементом выстраиваемой компанией логистической системы обеспечения южных регионов России инновационной битумной продукцией.

Инфраструктура терминала позволяет ежегодно осуществлять перевалку до 140 тыс. тонн битумных вяжущих. Резервуарный парк обеспечивает единовременное хранение порядка 30 тыс. тонн готовой продукции. В технологическую схему нового объекта включена установка по выпуску полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) мощностью 300 тонн в сутки, площадка для фасовки (до 200 т/сутки), автоматизированный пункт налива автомобильного транспорта (до 2000 т/сутки) и железнодорожная эстакада для погрузки фасованного битума и слива-налива железнодорожных цистерн. Поставки сырья будут осуществляться с Московского НПЗ «Газпром нефти», где находится один из самых технологичных комплексов по производству битумной продукции в России.

Производственный блок битумного терминала «Газпром нефти» в Сальске полностью автоматизирован и соответствует международным требованиям промышленной и экологической безопасности. Наличие собственной лаборатории позволяет осуществлять комплексный контроль качества сырья и готовой продукции на всех этапах производства.

«Газпром нефть» комплексно развивает битумный бизнес, предоставляя полный цикл сопутствующих услуг: мультимодальную логистику, оптимальные решения по фасовке, техническое и научное сопровождение применения битумных материалов и IT-сервисы. Создание собственной терминальной сети позволит укрепить лидирующие позиции компании на битумном рынке и расширить географию поставок современной и качественной продукции», — отметил заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту ПАО «Газпром нефть» Анатолий Чернер.

Южный федеральный округ является целевым регионом для «Газпром нефти» по расширению географии поставок битумной продукции компании. В 2016-2017 гг. заключены соглашения с правительствами Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского края о развитии сотрудничества в рамках обеспечения потребностей регионов в высокотехнологичных битумах и битумопроизводных продуктах производства «Газпром нефти» для строительства и реконструкции автомобильных дорог. Объемы поставок битумных материалов компании для контрагентов южных регионов России в 2017 году выросли в два раза по сравнению с 2016 годом.

СПРАВКА:

Группа компаний «ТА Битум» — лидер рынка дистрибьюции битумных материалов в России. Бизнес компании включает в себя направление по реализации и логистике битумных материалов, проектированию, строительству и непосредственно эксплуатации битумных терминалов.

«Газпромнефть-Битумные материалы» - дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации битумной продукции. На сегодняшний день компания занимает лидирующие позиции на битумном рынке России. Объем реализации битумной продукции «Газпромнефть-БМ» в 2017 году составил 2,3 млн тонн.

Производственные мощности расположены в Москве, Вязьме, Омской, Ярославской и Рязанской областях, а также в Казахстане и Сербии. Компания производит дорожные, строительные и кровельные битумы, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), полимерно-модифицированные битумы, битумопроизводные продукты (мастики, герметики, стыковочные ленты и т.п.). Все битумные материалы «Газпром нефти» соответствуют российским и международным стандартам качества.

Битумная установка Московского НПЗ «Газпром нефти» является крупнейшей площадкой по производству вяжущих в России. В 2012 году в рамках масштабной модернизации МНПЗ была проведена реконструкция битумной установки, благодаря чему комплекс стал одним из самых высокотехнологичных и крупнейших в Европе по объемам выпускаемой продукции: потенциальная мощность составляет до 1,7 млн тонн битумов в год.

«Газпром нефть» имеет неплохие шансы стать заметным игроком даже на самых требовательных и конкурентных битумных рынках мира. Новые возможности появились с развитием производства высокотехнологичных битумных материалов.

Мировые потребности

Емкость мирового битумного рынка сегодня — чуть более 100 млн тонн, при этом потенциал роста достаточно высок. По прогнозам экспертов, мировой спрос на битумы к 2016 году составит 106 млн тонн, к 2018-му — 116 млн тонн, к 2020-му — 120 млн тонн. Основные центры потребления — традиционные в нынешней экономической ситуации практически для любой отрасли: примерно третья часть приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь Китай и Индию), столько же — на страны Северной Америки. Из оставшейся трети большую часть битума потребляет Европа, в числе крупных рынков также Ближний Восток и Африка, причем это растущие регионы. Что касается производства, то самый большой объем нефтяных битумов выпускает США — более 38 млн тонн в год; для сравнения: в России по результатам 2014 года — только 5,4 млн тонн в год. Однако, несмотря на столь серьезные масштабы производства битумов в России (из которого 4,9 млн тонн — дорожные битумы), большая часть продукции идет на внутренний рынок.

Что касается экспорта, то из стран, не входящих в постсоветское пространство, поток российского битумного экспорта активно проходил лишь через Монголию (10%). Европа — привлекательный рынок, но конкуренция на нем крайне высока, да и своих производителей здесь хватает: на страны Старого Света приходится 17% мирового производства битума. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона на карте российских поставок битума до недавнего времени практически отсутствовали. Однако ни европейские, ни азиатские рынки не закрыты для российских производителей битума: очевидный потенциал в поставках высокотехнологичных продуктов, в первую очередь полимерно-битумных вяжущих (ПБВ).

В Европе применение модифицированного битума в среднем составляет 10% от дорожного материала, в США и Китае этот показатель выше: доля ПБВ в объеме битумных вяжущих для дорожного строительства — 15%. В России этот показатель пока не превышает 3%, однако для российского рынка и это существенный прогресс: с 2009 по 2014 год объем выпуск ПБВ в РФ увеличился в семь раз — до 148 тыс. тонн.

«Газпром нефть» все эти пять лет выступала (и продолжает выступать) в роли одного из основных двигателей процесса развития сегмента модифицированных битумов на российском рынке. Строительство установки ПБВ и битумных эмульсий на Омском НПЗ, приобретение «Рязанского опытного завода нефтехимпродуктов», запуск совместного производства с TOTAL на Московском нефтеперерабатывающем заводе — все это вывело компанию в 2014 году в лидеры российского рынка ПБВ. При этом появление центров производства высокотехнологичной продукции на направлениях, удобных для выхода с ней за рубеж, создало очевидные предпосылки для экспорта. Наиболее удобные логистические пути организованы в страны Европы и Средней Азии.

Заграничные перспективы

Первые шаги в реализации экспортной стратегии компания «Газпромнефть — Битумные материалы» сделала на среднеазиатские рынки: в Таджикистан, Киргизию, Монголию, то есть отрабатывались традиционные для российских производителей битума направления, в том числе с высокотехнологичным продуктом — ПБВ.

В отличие от азиатского направления рынок Центральной Европы сегодня характеризуется как большим количеством игроков, так и большим спросом. При этом местные производители на локальных рынках поддерживают достаточно высокий уровень цен на битумную продукцию, поэтому потребители открыты для сотрудничества и сами активно ищут новых партнеров. Правда, и требования к качеству битумных материалов у европейских дорожников также достаточно жестки.

Впрочем, качество продукции «Газпром нефти» ничем не уступает европейским аналогам. Например, производство высокотехнологичных битумных материалов рязанского завода соответствует европейским стандартам и успешно прошло EN-сертификацию. В рамках отработки перспективных европейских направлений первые пробные партии полимерно-битумных вяжущих были отправлены в Чехию, Италию, Литву, Эстонию, Турцию. И результаты уже есть.

На основе тестов вяжущего российского производства, проведенных в Чехии специалистами одного из ведущих строительных холдингов Европы — строительного концерна Strabag и государственных лабораторий, с начала 2015 года организованы регулярные поставки ПБВ-60.

В Италии первым клиентом «Газпромнефти — Битумные материалы» стал один из крупнейших европейских производителей кровельных и гидроизоляционных материалов — компания Technonicol Italia. Сотрудничество с Technonicol Italia — это продолжение работы с холдингом «ТехноНиколь», с российским представительством которого «Газпромнефть — БМ» уже не первый год тесно сотрудничает и зарекомендовала себя как надежного поставщика высококачественных битумных материалов. Российский модифицированный битум, производящийся для итальянцев по специальной рецептуре, будет применяться в производстве битумно-полимерных рулонных материалов для промышленного и малоэтажного строительства.

Еще один потенциальный и интересный потребитель российского ПБВ — Турция. Турецкая сертифицирующая лаборатория уже выдала заключение о соответствии вяжущего производства «Газпромнефти — БМ» национальным стандартам.

Удачная локализация

Работа на зарубежных рынках возможна не только за счет поставок с российских заводов. Еще один эффективный инструмент экспансии — локализация за счет строительства или покупки готовых производств в странах с серьезными рыночными перспективами. Именно такой подход позволил «Газпром нефти» сохранить казахский рынок после ограничения ввоза битума из России. В начале 2013 года компания приобрела ТОО «Битумный завод» в южной части республики — вблизи Шымкента. Это новый современный технологический комплекс, введенный в эксплуатацию в 2011 году и географически очень удобно расположенный с точки зрения близости к Омскому НПЗ компании, то есть собственному источнику сырья для производства битума. За счет вовремя проведенной локализации сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» остается заметным игроком на емком и перспективном рынке Казахстана. Правда, речь идет не о ПБВ, а о традиционных материалах. Но, по оценке генерального директора «Газпромнефти — БМ» Дмитрия Орлова, у модифицированного битума в Казахстане тоже есть будущее: «Благодаря активному дорожному строительству премиальные продукты на казахском рынке имеют большой потенциал. К тому же ограничения поставок не распространяются на высокотехнологичные продукты, и первая партия ПБВ в адрес дорожников Казахстана с Омского НПЗ уже отправлена. Когда рынок модифицированных битумов в Казахстане сформируется, рассмотрим вопрос организации производства здесь».

Логистические возможности

Организация поставок битума — в особенности в удаленные регионы — это вопрос не только маркетинга и качества, для этого необходимо иметь в арсенале набор современных и эффективных логистических решений. При использовании традиционных видов транспортировки на дальние расстояния битум остывает, что приводит к необходимости его многочисленных разогревов и, как следствие, к ухудшению качественных характеристик. Поэтому периметр использования наливного продукта ограничен десятками, максимум несколькими сотнями километров.

Технологий транспортировки полимерного битума на дальние расстояния у «Газпромнефти — БМ» несколько. Один из самых удобных вариантов упаковки — кубовые картонные среднетоннажные контейнеры кловертейнеры. Причем эта тара удобна и для производителей, и для потребителей, обеспечивая бесперебойную работу асфальтобетонных заводов: вне сезона битум в кловертейнерах накапливается в несколько ярусов, а затем по мере необходимости плавится и используется по назначению. В зависимости от потребностей и пожеланий потребителей возможности компании позволяют использовать и другие варианты фасовки (как, например, мягкая упаковка — биг-бэги), которые максимально адаптированы к европейским стандартам и обеспечивают удобство доставки всеми видами транспорта.

В общем — выбор фасовки зависит от потребностей и законодательной базы стран экспортного направления. Для примера: в Италию битум поставляется в биг-бэгах для снижения издержек по утилизации.

База позволяет

Безусловно, стратегическая направленность битумного сегмента «Газпром нефти» на внутренний рынок сохраняется. С учетом планов развития дорожной сети страны этот приоритет полностью обоснован. Однако и интерес к российскому битуму на зарубежных рынках растет. В первую очередь — в странах постсоветского пространства. В перспективе возможен и выход на рынки регионов стран с активно развивающейся экономикой, как, например, рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, — туда битум в кловертейнерах можно отправлять морем. Компания также оценивает возможности поставки на китайский рынок.

При этом не менее важны поставки по уже налаженным экспортным каналам — в Таджикистан, Киргизию, Монголию. Главная цель в Европе — стать максимально конкурентоспособными для потребителей, наращивать объемы, в том числе — вовлекая в периметр поставок новые страны, работая в рамках долгосрочных контрактов. Существующая сегодня у «Газпромнефти — БМ» производственная база все это позволяет.

Дмитрий Орлов, генеральный директор «Газпромнефти — битумные материалы»:
Развитие экспортного направления и в первую очередь экспорта ПБВ свидетельствует о том, что качество выпускаемой на наших мощностях битумной продукции не уступает по качеству широко применяемым за рубежом аналогам. Для достижения показателей, определенных долгосрочной стратегией битумного бизнеса «Газпром нефти» до 2025 года, мы планируем и дальше совершенствовать технологии производства и рецептуры наших материалов, а также качество сервиса, предоставляемого нашим партнерам как в России, так и за рубежом.

Благодарим редакцию корпоративного журнала "Сибирская нефть" ПАО «Газпром нефть» за предоставление данного материала.

Понять, как выглядит будущее практически любого клиентского сервиса, очень просто на примере ставшего уже нарицательным Uber и его последователей. Цифровая платформа вместо громоздких диспетчерских центров, водители-частники вместо армии наемных таксистов — сокращение затрат оказалось настолько радикальным, что противостоять онлайн-такси сегодня могут лишь компании, работающие в премиум-классе.

Уберизация — яркий пример того, как цифровые технологии меняют нашу жизнь, делая ее дешевле и удобнее. Пара манипуляций в смартфоне, и мы получаем машину в течение нескольких минут, причем заранее знаем, на каком автомобиле поедем, когда он приедет, сколько будет стоить поездка. В свою очередь, водителю не надо держать в голове расположение всех улиц и переулков, ведь есть навигаторы, прокладывающие оптимальные маршруты. А то, какую машину к какому клиенту направить, решает искусственный интеллект, исходя из того, что услугу необходимо оказать максимально оперативно — и при этом получить для компании наибольшую прибыль. Идеальная модель бизнеса: минимум издержек при высокой эффективности. Неудивительно, что уберизация сегодня захватывает самые разные сферы бизнеса. По этому же принципу планируют строить свои взаимоотношения с клиентами и в компании «Газпромнефть — Битумные материалы» («Газпромнефть — БМ»). Хотя тут все гораздо сложнее, ведь в цифровую модель битумного бизнеса планируется включить этап не только транспортировки, но и производства.

Если смотреть со стороны клиента, принцип работы битумного «Убера» мало чем будет отличаться от «Убера» обычного. Удобный веб-интерфейс позволяет выбрать необходимый продукт и сделать заказ из любой точки мира, где есть доступ к интернету, указав, в какое время и в каком объеме нужен битум. При этом, разумеется, заказчику будет доступна информация, подтверждающая качество отгруженной продукции, он сможет в режиме реального времени отслеживать движение заказанной партии. В целом ничего сверхъестественного, ко всему этому мы давно привыкли. Более того, уже сегодня практически все это можно сделать в режиме онлайн в личном кабинете контрагента «Газпромнефть — БМ». В нем можно отправить заявку, посмотреть паспорт качества конкретной партии любого продукта, отследить и факт отгрузки, и проведение финансовых расчетов. Клиентам стало удобнее, однако на эффективность самого битумного бизнеса такое частичное перемещение взаимоотношений с клиентами в цифровой режим практически не повлияло. Ведь заявки по-прежнему обрабатываются вручную, назначение перевозчиков и производственной площадки, с которой отгружается продукция, не всегда оптимально, так как процесс их выбора также не автоматизирован, не ограждены от влияния человеческого фактора отгрузка и доставка продукции потребителю. Нет, речь не идет о том, что битумный бизнес «Газпром нефти» неэффективен, иначе компания не входила бы в число отраслевых лидеров. Однако потенциал для улучшений внушителен, а ключ к повышению эффективности — цифровые технологии.

«Наша цель — это сокращение издержек, повышение эффективности процессов, — подтвердил начальник управления информационных технологий „Газпромнефти — Битумных материалов“ Вячеслав Сундуков. — Мы перестраиваем наш бизнес-процесс так, чтобы система обрабатывала информацию фактически на лету. Она сама будет рассчитывать, на каких активах какие есть объемы какого продукта, как оптимально распределить отгрузки, в какое время должна выехать машина, по какому маршруту и через какое время она приедет к потребителю, а также массу других параметров. То есть речь идет о создании экосреды взаимодействия с программной платформой в сердце — это инструментарий, который позволит всем партнерам выстроить коммуникации и процессы в новой, наиболее качественной модели. Клиент получит нужный продукт в точно заданное время, перевозчик минимизирует простои и повысит утилизацию автотранспорта, а для нас эта поставка будет эффективнее с точки зрения планирования и выгоднее с учетом развития долгосрочных отношений с партнерами».

Дмитрий Орлов, генеральный директор компании «Газпромнефть — Битумные материалы»:

Битумный бизнес «Газпром нефти» готов совершить технологическую революцию в достаточно консервативном секторе экономики. Базой для цифровой трансформации станут и уже реализованные проекты, такие как паспортизация, сервис «Личный кабинет», и абсолютно новые программы: «Цифровой завод», «Умная логистика», «Цифровой технолог». Результатом построения современной цифровой архитектуры станет сокращение издержек и повышение операционной эффективности. По сути, речь идет о создании единого информационного пространства, которое объединит все производственные активы и позволит предоставить нашим потребителям передовые инструменты и услуги.

Впрочем, ограничиться только разработкой программной части не удастся. Если в качестве примера взять один из самых, на первый взгляд, простых элементов логистической схемы — движение отдельно взятого битумовоза, — то и здесь задача гораздо сложнее, чем кажется. Чтобы построить оптимальный маршрут и точно соблюдать график движения, важно знать все до мельчайших подробностей: когда машина пришла на завод, через какой КПП прошла, как быстро проехала до стояка налива, какая загрузка в этот момент была на стояке налива, какой фактический объем был загружен в цистерну, когда машина выехала с КПП. А это лишь маленький отрезок пути всего одной машины. Современные средства позволяют не только отследить, но и рассчитать полный путь автотранспорта с момента назначения до разгрузки. Однако для этого необходимо использовать огромный набор электронных устройств, позволяющих в каждый момент времени оценивать состояние того или иного процесса. То есть речь идет о внедрении автоматизированных систем мониторинга на всех участках логистической схемы.

Запуск «Умной логистики» положительно скажется на эффективности работы компании, но выйти на действительно качественно новый уровень позволит лишь создание единого цифрового комплекса, в котором в единое целое будут связаны все бизнес-процессы. Поэтому «Газпромнефть — БМ» сегодня активно внедряют технологии Индустрии 4.0 и в сегмент производства.

Цифровая модель управления поставками битумных материалов в режиме реального времени с определением оптимальной точки отгрузки и транспорта (увеличить изображение )

Если пример с такси всем понятен, то завод-робот — это все еще идея скорее из фантастических сериалов, чем из реальности. Конечно, уже существуют отдельные проекты создания умных заводов, которые работают практически без участия человека, но все они реализуются далеко от границ России и преимущественно в высокотехнологичных отраслях, таких, например, как электронная промышленность. «Газпром нефть» же решила роботизировать битумное производство, которое, по сути, можно считать мини-копией НПЗ, но с менее сложными процессами и технологическими рисками. Специалисты компании посчитали это преимуществом, которое может стать драйвером цифровой трансформации, ее стартовой точкой. На битумных заводах нет суперсложных установок, гораздо меньше технологических процессов и связей, но в то же время схема абсолютно такая же: от параметров входящего сырья зависит настройка производственных процессов, а оптимальность работы установок, в свою очередь, влияет и на эффективность производства, и на качество готовой продукции. Так что для всей нефтяной компании это возможность получить опыт комплексного внедрения цифрового производства. И при этом успешной реализацией уникального проекта обеспечить важному направлению бизнеса дополнительную конкурентоспособность. «Сегодня не существует системы, изначально спроектированной под полный производственный цикл — от поступления сырья до реализации готовой продукции — это всегда набор отдельных готовых решений, которые необходимо увязывать. А отсутствие единой платформы, надежных и безопасных механизмов интеграции приводит к компромиссным решениям, слабо удовлетворяющим потребности бизнеса, — пояснил начальник управления информационных технологий „Газпромнефть — БМ“ Вячеслав Сундуков. — Кроме того, количество российских решений в этой сфере крайне незначительно. Так что мы, занимаясь реализацией проекта, по большому счету отвечаем на запрос отрасли и рынка в целом».

Создавать пилотный цифровой завод в «Газпром нефти» решили на базе одного из активов «Газпромнефть — Битумных материалов». Битумный бизнес имеет обособленные производственные площадки с полным циклом производства, при этом удаленные от местонахождения управляющего офиса, а значит, требующие более пристального внимания к системам управления. На первом этапе производственный актив должен обзавестись автоматизированной системой управления технологическими процессами (АСУТП), построенной на российских решениях и программном обеспечении. На втором — системой управления производством, которая объединит все потоки производственного актива: поступление сырья, его движение, хранение, переработку, выход продукта, складирование и отгрузку. При построении этой системы основой станет технология цифровых двойников: на заводе создается виртуальный близнец всех процессов битумного предприятия.

Для создания двойников производственных объектов служат данные, которые накапливаются на уровне MES . Они обрабатываются и загружаются в виртуальную среду, а созданная таким образом модель может проецировать изменения технологических параметров на текущую ситуацию. Например, на предприятие поступает сырье, отличающееся по своим характеристикам от стандартного. Система, проанализировав эти отклонения и смоделировав результат их влияния на существующий технологический процесс, дает рекомендации оператору или, если уже были аналогичные случаи, самостоятельно корректирует режим работы установки, чтобы на выходе получить продукцию с заданными параметрами. То есть речь идет не только об облегчении труда оператора, нивелировании человеческих ошибок, но и о создании полностью автоматической схемы работы в обозримом будущем.

При этом одна из особенностей создающейся на битумном заводе системы — ее микросервисная архитектура, в которой каждый процесс изолирован и управляет небольшим функциональным блоком, а общий эффект достигается за счет соединения этих блоков в рамках единой платформы.

Автоматизация производственного актива на основе современных технологических решений. Использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для формирования единой системы поддержки принятия решений (увеличить изображение )

За четыре года работы в качестве самостоятельного дочернего общества «Газпромнефть — Битумные материалы» выстроили эффективное управление производственными площадками, обеспечив высокую конкурентоспособность на рынке и выпуск качественной продукции. Однако привлечение искусственного интеллекта к процессу создания качественно новых вяжущих дает дополнительные возможности для развития бизнеса. Реализация проекта «Цифровой технолог» предполагает построение математической модели, которая будет искать корреляцию между характеристиками исходного сырья и готовой продукции на основе анализа большого количества статистической информации и, используя полученные данные, создавать новые рецептуры, по характеристикам превосходящие все существующие.

«Но это только часть пласта, который мы вскрываем в рамках этого проекта, — отметил Вячеслав Сундуков. — Битум по своим физико-химическим свойствам уникален. Современные средства измерения плотности или массы работают, только когда он находится в статичном состоянии. А значит, характеристики готового продукта мы можем узнать только после лабораторных исследований. Это затратно по времени и ресурсам. Мы же испытываем технологии, которые, с одной стороны, аккумулируют параметры готовых продуктов, накапливают их, с другой стороны, анализируют весь процесс производства вяжущего и выдают будущие качественные характеристики продукта, сопоставляя получаемые параметры с накопленным базисом. То есть речь идет о машинном обучении. И как результат — построении системы, которая будет выдавать характеристики готового продукта в режиме онлайн».

Базой для реализации этого проекта стал Рязанский завод битумных материалов (РЗБМ) — именно здесь собирается и накапливается производственная статистика. На площадке РЗБМ будет осваиваться производство новых продуктов, формулу которых найдет искусственный интеллект. А мозговым центром при создании и обучении «Цифрового технолога» выступает Научно-исследовательский центр «Газпромнефть — БМ», который располагается здесь же, в Рязани.

Аналитическая система прогнозирования и оптимизации качества битумных материалов на основе цифровых двойников с возможностью самообучения (увеличить изображение )

Цифровое объединение

Несмотря на то что цифровые проекты битумного бизнеса «Газпром нефти» выглядят достаточно футуристичными, для всех из них определены критерии успешности, а срок их реализации не относится к категории «когда-нибудь».

«Мы стараемся как можно быстрее разработать решения и делаем это последовательно, чтобы начать приносить прибыль бизнесу. Поэтому у нас нет цели выдать все и сразу, мы используем релизные схемы, выдаем части IT-решений, которые могут самостоятельно создать добавочную стоимость», — сообщил Вячеслав Сундуков. Первые релизы уже практически готовы, и заметные результаты в «Газпромнефть — БМ» планируют получить до конца 2018 года. Во многом такая эффективность и оперативность обусловлена тем, что каждый из проектов компания реализует вместе с партнерами, имеющими статус самых продвинутых и квалифицированных в России. «Цифровой технолог» создается вместе с «Яндексом», «Цифровой завод» — с компанией «Цифра», входящей в группу «Ренова», «Умная логистика» — с «Mail.Ru Group». Такое объединение технологического лидера российского битумного рынка с лидерами отечественного рынка цифровых технологий обеспечит создание инновационных платформ для развития бизнеса на новом уровне. Тем более что реализацией всех этих проектов по отдельности в «Газпром нефти» ограничиваться не собираются. Они должны стать элементами единой цифровой платформы битумного бизнеса компании. Общая логика схемы такова: «Цифровой технолог» подбирает рецептуру исходя из характеристик сырья, передает необходимую информацию «Цифровому заводу», который настраивает технологический режим в соответствии с этими данными. Далее «Цифровой завод» выдает продукцию с заданными характеристиками «Умной логистике», управляющей отгрузками, доставкой продукции и снабжающей систему информацией о заказах, с помощью которой формируются планы производства и собирается статистика для прогнозирования спроса. Причем планируется, что в периметр деятельности этой системы будут входить не только собственные предприятия «Газпром нефти», но и сторонние: процессинговые площадки, транспортные компании.

Успешный опыт, полученный в рамках битумных цифровых проектов, будет использован при цифровизации больших НПЗ, а цифровая платформа битумного бизнеса поможет в создании единой цифровой платформы логистики переработки и сбыта, которая также будет иметь микросервисную архитектуру. Собственно, это и есть комплексная цифровая трансформация, которую «Газпром нефть» начала первой в отрасли.

Текст: Сергей Орлов, Фото: Дмитрий Вороширин