Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Жилищно коммунальные услуги понятие и содержание. Коммунальные платежи: что в них входит? Удаленные каналы обслуживания

Услуги в сфере ЖКХ - это различные виды работ, объединенные в единый комплекс. Данные работы проводятся в целях поставки коммунальных ресурсов в дома и поддержания жилых объектов в исправном техническом состоянии. Услуги в сфере ЖКХ направлены также на решение ряда проблем, способных помешать комфортной жизни граждан.

В этой статье мы детально опишем услуги в сфере ЖКХ и рассмотрим особенности их предоставления. Управляющие компании и товарищества собственников жилья, располагая подробной информацией об оказании услуг, точно знают, как их необходимо предоставлять и какие тарифы следует устанавливать.

Коммунальные и жилищные услуги в сфере ЖКХ

Услуги в сфере ЖКХ в многоквартирных домах предоставляют ТСЖ или УК. Если осуществляется непосредственное управление, обязанность оказания услуг лежит на самих жильцах дома. Владельцы большей части индивидуальных домовладений производят жилищно-коммунальное самообслуживание, а также создают ТСЖ, заключают договоры о сотрудничестве с УК или подрядными организациями.

Жилищные услуги — это определенные виды работ по эксплуатации домов, улучшению условий проживания граждан в них, сохранению и поддержанию исправного состояния объектов. Сумма оплаты жилищных услуг рассчитывается с учетом метража отдельно взятой квартиры.

Несмотря на уверенность многих собственников в том, что тарифы на услуги в сфере ЖКХ можно регулировать, это не так. Тарифы утверждают в ходе общего собрания непосредственно владельцы помещений в МКД. У управляющей компании или ТСЖ при этом есть право «отстоять» предлагаемую жильцам стоимость услуг ЖКХ.

Что касается социального жилья, то есть дома, в которых не выбрана форма управления, и дома, где не утвержден тариф на основную услугу в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту, там оплата осуществляется по тарифам, устанавливаемым властями муниципалитетов.

Коммунальные услуги не могут оказываться без участия компаний-монополистов. В рамках предоставления КУ в дома поступают природные и энергетические ресурсы. В данном случае возможно тарифное регулирование и оплата в индивидуальном порядке на основании нормативов потребления, устанавливаемых властями, или показателей счетчиков, в соответствии с объемами использованного ресурса.

Именно УК и ТСЖ поставляют потребителям услуги в сфере ЖКХ. Как гласит действующее законодательство, товарищества собственников жилья и управляющие компании — это исполнители КУ, так как в их обязанности входит обслуживание внутридомовых инженерных систем. Эти системы принадлежат собственникам квартир в МКД на праве общедолевой собственности. Если жильцы не получают услуги в сфере ЖКХ достаточном объеме, или качество этих услуг ненадлежащее, УК и ТСЖ заново рассчитывают оплату.

Отметим, у ТСЖ и УК нет права завышать стоимость приобретаемых ресурсов, то есть продавать их с наценкой. Доставку ресурсов от границы ответственности до квартиры пользователя осуществляют уже в ходе содержания и ремонта жилого помещения.

Оказание каких услуг в сфере ЖКХ предоставляется населению

Состав предоставляемых коммунальных услуг зависит от того, насколько благоустроен дом. Уровень благоустройства определяется наличием или отсутствием в нем инженерных систем, позволяющих оказывать абонентам такие услуги в сфере ЖКХ, как:

  • ХВС — подача в круглосуточном режиме качественной холодной воды, состав и свойства которой полностью соответствуют установленным требованиям; вода должна поступать с должным напором владельцам квартир, расположенных как на первых, так и последних этажах; воду подают в нужном количестве, и поступает она в квартиру или до водоразборной колонки по присоединенной сети;
  • ГВС — подача горячей воды в круглосуточном режиме; вода также должна соответствовать всем нормам и правилам, то есть температурным стандартам в точке разбора, санитарно-гигиеническим требованиям, поступать с давлением, показатели которого совпадают с расчетным;
  • водоотведение ; подразумевает постоянный отвод бытовых стоков из квартиры по присоединенной сети в круглосуточном режиме;
  • отопление — при предоставлении данной услуги в сфере ЖКХ в квартире или в доме сохраняется температура, соответствующая стандартам, в течение всего отопительного сезона; при этом в жилище соблюдается предельный период температурных отклонений от расчетных показателей;
  • электроснабжение — предоставление качественной электроэнергии, то есть ресурса, параметры которого (напряжение, частота и т. д.) соответствуют нормам, техусловиям и требованиям сертификации; электроэнергия должна поступать в дома в нужном количестве по присоединенной сети;
  • газоснабжение — предоставление потребителю качественного газа в круглосуточном режиме; при этом требуется поставка газа в нужных количествах по присоединенной сети.

Состав жилищных услуг , назначение которых — содержание общедомового имущества, может включать в себя ряд работ. Перечень услуг в сфере ЖКХ определяется конструктивными особенностями, степенью изношенности и техническим состоянием общедомового имущества МКД.

В рамках оказания услуг в сфере ЖКХ ответственные лица:

  • осматривают общедомовое имущество, чтобы своевременно выявлять несоответствия его состояния законодательным требованиям, а также факторы, способные навредить здоровью и жизни жильцов МКД;
  • обеспечивают должный уровень освещения помещений общего пользования;
  • поддерживают температуру и влажность в помещениях общего пользования на уровне, соответствующем законодательным стандартам;
  • убирают помещения общего пользования, выполняют их санитарно-гигиеническую очистку, поддерживают чистоту на участках в составе общедомового имущества;
  • собирают и вывозят ТБО, а также жидкие отходы;
  • принимают меры пожарной безопасности, соответствующие российскому законодательству;
  • осуществляют содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства территории и другими объектами для обслуживания, использования и благоустройства данного МКД, размещенными на участке в составе общедомового имущества;
  • выполняют капремонт и текущую реконструкцию здания, подготавливая его к новому сезону.

Услуги в сфере ЖКХ не подразумевают:

  • поддержание должного состояния и реконструкцию входных дверей в жилые помещения, окон и дверей в квартирах и помещениях нежилого назначения, если они не являются общедомовыми объектами;
  • утепление проемов в окнах и балконах, замену разбитых оконных стекол и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и помещениях нежилого назначения, если это не общедомовые объекты;
  • уборку и очистку участков земли, не входящих в состав общедомового имущества, а также работы по озеленению и уходу за объектами озеленения (к ним относятся газоны, цветники, деревья, кустарники), расположенными на участках земли, которые не являются частью общедомового имущества. Подобные работы выполняют непосредственно владельцы указанных земельных участков.

Ответственность за предоставление КУ может лежать на специализированных объединениях, например:

  • УК или ТСЖ ;
  • жилищно-строительных или жилищных кооперативах ;
  • непосредственно на поставщиках ресурсов .

Регулируют оказание услуг в сфере ЖКХ следующие акты законодательства:

  • Гражданский кодекс РФ ;
  • Федеральный закон «Об энергосбережении» ;
  • Закон РФ «О защите прав потребителей» ;
  • Концепция ценовой и тарифной политики в ЖКХ РФ ;
  • Правила предоставления коммунальных услуг ;
  • Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ .

В совокупности эти акты являются законодательной базой для регулировки предоставления КУ.

Владелец жилья в МКД должен содержать свое помещение, а также общедомовое имущество в МКД в соответствии с долей в праве общей собственности. Владелец жилья обязан оплачивать услуги содержания и ремонта. Все владельцы квартир в МКД вносят единую сумму оплаты. Условия в договоре на управление МКД также одинаковы для всех.

Бесплатные и платные услуги в сфере ЖКХ

Бесплатные услуги в сфере ЖКХ населению сегодня не предоставляют — их просто нет. Даже если определенная группа граждан не оплачивает какие-либо услуги в сфере ЖКХ или оплачивает их не в полном объеме, за нее это делают другие категории жильцов, к примеру, муниципалитеты.

Отметим, в данный момент все КУ и работы в сфере ЖКХ в соответствии с ЖК РФ предоставляются по принципу платности. Необходимо оплачивать любые услуги в сфере ЖКХ, оказываемые организациями в данной отрасли, по обслуживанию и содержанию дома вне зависимости от того, есть ли с собственниками соответствующая договоренность. При этом в обязанности жильцов входит своевременная и полная оплата жилья и КУ.

Владельцы квартир оплачивают содержание и ремонт дома, а также коммунальные услуги, на основании договоров, заключенных с уполномоченными на их оказание лицами.

Нередко собственники жилых помещений думают, что часть КУ должна предоставляться безвозмездно, но это убеждение ошибочно. Дело в том, что услуги в сфере ЖКХ бывают как договорными, так и недоговорными, и многие граждане эти понятия путают. Договорные услуги оказывают на основании договора на управление МКД (речь идет об аварийных работах, промывке отопительной системы и т. д.). Что касается недоговорных, их оказывают лишь в том случае, если об этом просят сами жильцы (работы могут быть связаны с установкой нестандартных сантехнических приборов, заменой отопительных элементов). Оплачивать нужно как договорные, так и недоговорные услуги в сфере ЖКХ. Отличие состоит лишь в том, что граждане каждый месяц вносят оговоренную сумму, чтобы освободить себя от оплаты услуг в экстренном порядке, или чтобы исключить разного рода аварии. Как правило, подобные статьи расходов именуются как «содержание и ремонт жилья». Если мы говорим о недоговорных услугах, собственники жилых помещений оплачивают их по факту, когда приобретают по собственному желанию. Соответственно, оплачивать недоговорные услуги с определенной периодичностью не нужно.

Из Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» можно узнать о рекомендуемом списке работ по содержанию жилых домов, которые должна выполнять организация, обслуживающая жилищный фонд. О точном перечне услуг, предоставляемых в рамках содержания дома, собственники квартир могут узнать в УК. Компании размещают списки на своих сайтах, а также в офисах, чтобы перечень услуг в сфере ЖКХ был доступен всем жильцам.

Существуют так называемые обязательные услуги, при оказании которых специалисты:

  • меняют прокладки в водопроводных кранах, уплотняют сгоны, устраняют засоры, регулируют смывные бачки, прочищают сифоны, притирают пробочные краны в смесителях, набивают сальники, очищают бачки из отложений известняка;
  • ремонтируют теплоизоляцию, устраняют течь в трубопроводах, арматуре и приборах;
  • заменяют перегоревшие электрические лампочки в помещениях, входящих в общедомовую собственность, меняют и ремонтируют выключатели, штепсельные розетки, электрическую проводку;
  • проверяют, насколько исправно функционируют канализационные вытяжки.

Услуги управляющих компаний в сфере ЖКХ достаточно разнообразны. Так, в рамках обходов и техосмотров УК также:

  • утепляют чердачные перекрытия;
  • ремонтируют, регулируют и испытывают системы центрального отопления;
  • утепляют и прочищают дымовентиляционные каналы;
  • меняют разбитые оконные стекла и двери вспомогательных помещений;
  • ремонтируют и укрепляют входные двери.

Перечисленные ниже работы специалисты выполняют, когда готовят жилые здания к эксплуатации в течение осенне-зимнего периода :

  • озеленяют территории, ухаживают за зелеными насаждениями;
  • удаляют снег и наледь с крыш зданий;
  • убирают с кровли мусор, листья, грязь;
  • убирают и очищают придомовую территорию;
  • убирают жилые, подсобные и вспомогательные помещения;
  • моют окна, полы, лестничные марши, площадки, стены; удаляют пыль и мусор в лестничных клетках;
  • удаляют из жилого объекта мусор и вывозят его;
  • очищают и промывают стволы мусоропровода и их загрузочные клапаны;
  • поливают тротуары и мощеные участки.

Указанные виды работ ответственные лица выполняю тогда, когда это требуется. Все зависит от того, насколько загрязнен объект и как часто его эксплуатируют. К примеру, убирать прилегающую к дому территорию или очищать лифтовые кабины нужно каждый день. Если на улице жарко, поливать тротуары необходимо минимум два раза в день. В период снегопадов постоянно расчищают территории. Лестничные марши и площадки моют раз в месяц. С приходом весны, раз в год, моют стены, окна, двери, подоконники, отопительные приборы, решетки на окнах, чердачные лестницы и почтовые ящики.

В рамках подготовки объектов к весенне-летнему периоду специалисты:

  • укрепляют водосточные трубы, колена и воронки;
  • консервируют централизованную отопительную систему;
  • производят расконсервирование поливочной системы, ремонтируют ее;
  • снимают пружины на входных дверях;
  • ремонтируют оборудование на детских и спортплощадках.

Работы проводят с определенной периодичностью, однако данный показатель может корректироваться, если собственники квартир в МКД выявляют неполадки, которые необходимо экстренно устранять. К примеру, если летом в доме разбилось стекло, сорвались оконные створки, форточки или балконные двери, в течение 3 дней необходимо заменять неисправные элементы на новые. Если неполадки возникли в зимний период, на устранение неисправностей отводятся сутки.

Важно!

  • Если поломка связана с входными дверями в подъезды, наружной кирпичной кладкой, течью в водопроводных кранах, трещинами и неисправностями в печах, газоходах, лифтах и мусоропроводах, устранить неполадки необходимо за 24 часа. Поломки в осветительной системе помещений, которые являются частью общедомовой собственности, устраняют за 7 дней.
  • Предохранители, автоматические выключатели, рубильники меняют в течение 3 часов. Такие же сроки действуют для устранения неполадок в автоматах защиты стояков и питающих линий, поломок в электрических плитах с отключением. Поломки в кабелях, предназначенных для питания, отключения системы питания дома или силового электрического оборудования, специалисты обязаны устранять за 2 часа.
  • Период, в течение которого необходимо решать возникшие технические проблемы, начинает действовать с момента их обнаружения или подачи жильцами заявки на устранение неполадок. Отметим, что для планового ремонта также предусмотрены сроки — от 3 до 5 лет. Периодичность ремонтных работ определяется климатическими условиями на территории, где расположен МКД, уровнем износа и группой капитальности объекта.

Услуги в сфере ЖКХ, перечисленные ранее, являются обязательными. Собственники оплачивают их каждый месяц по статье «содержание и ремонт жилья». Во избежание повторной оплаты оплаченной ранее услуги следует обратиться в УК, в обязанности которой входит обслуживание данного МКД, подать заявку на необходимый вид работы и получить наряд-квитанцию.

Так же дело обстоит и с дополнительными услугами, предоставляемыми свыше обязательной нормы. Если отсутствует квитанция от УК, сотрудник ЖЭКа имеет полное право требовать с собственника жилого помещения оплату по завершении работ, причем в повышенном объеме.

Что представляют собой платные услуги управляющей компании в сфере ЖКХ

Услуги управляющих компаний в сфере ЖКХ бывают не только стандартными, связанными с ремонтом и обслуживанием помещений — о них сказано в договоре управления МКД, который собственники квартир заключают с УК. Есть и платные услуги населению в сфере ЖКХ, которые управляющие организации оказывают жильцам на возмездной основе (УК — коммерческие предприятия, наделенные правом устанавливать стоимость своей работы). Дополнительно управляющие организации предоставляют собственникам жилья следующие услуги в сфере ЖКХ:

  • устанавливают, обслуживают, ремонтируют и налаживают системы удаления дыма, тушения и извещения о пожарах, системы по контролю и управлению доступом, охранные системы и видеонаблюдение;
  • устанавливают, обслуживают, ремонтируют в плановом режиме и налаживают слаботочные системы: ТВ, телефонные линии, интернет;
  • проводят работы непосредственно в квартирах жильцов:
  • убирают жилые помещения сухим и влажным способом, моют окна;
  • выполняют ряд сантехнических и электромонтажных работ, связанных с установкой, наладкой, ремонтом коммуникаций и оборудования в квартирах (специалисты устанавливают и настраивают сантехнику, видеодомофоны, осветительные системы, различное видео, аудио и бытовое оборудование);
  • проектируют и разрабатывают дизайн помещений, делают в них ремонт;
  • содействуют в согласовании перепланировки жилья;
  • собирают и устанавливают мебель и предметы интерьера;
  • отделывают жилое помещение.
  • следят за тем, чтобы соблюдались законные права и обязанности жителей МКД;
  • обеспечивают выполнение правил пропускного режима для собственников квартир в жилом доме, их гостей, автотранспорта;
  • обеспечивают выполнение правил нахождения (общественного порядка и спокойствия) для жильцов и их гостей, а также транспорта на обозначенной территории;
  • осуществляют вооруженную охрану недвижимости, транспорта, собственников квартир в МКД;
  • информируют жильцов в справочном режиме о том, какие больницы, поликлиники и иные медучреждения, травмпункты, отделения милиции, круглосуточные магазины расположены в непосредственной близости к дому;
  • оказывают индивидуальную помощь в вопросе сбора документации на приватизацию квартир;
  • озеленяют места общедомового пользования и территорию, прилегающую к МКД (разводят и ухаживают за растениями);
  • размещают в местах общего пользования (то есть на территории подъездов) декоративные элементы и художественные изделия;
  • выполняют работы погрузочно-разгрузочного типа;
  • организуют и проводят праздничные мероприятия.

УК также может получать доход, обустраивая детские площадки, облагораживая дворы, организовывая стоянки для автотранспорта и прогулочные зоны.

Приведенный выше перечень услуг в сфере ЖКХ условен, и его можно менять. Все зависит от того, в каком состоянии находится дом и что требуется его жильцам. В связи с этим, чтобы сформировать и в дальнейшем дополнять список, ответственные лица должны регулярно анкетировать собственников квартир в МКД и выяснять, какие услуги в сфере ЖКХ им необходимы и чего они ожидают от деятельности УК.

Мнение эксперта

В необходимости дополнительных услуг жильцов придется убедить

Александр Коломейцев ,

генеральный директор НП «Национальная ассоциация организаций жилищно-коммунального комплекса»

Придется дополнительно собирать средства с жильцов, если о косметическом ремонте в подъездах многоквартирного дома не сказано:

  • в договоре на управление МКД;
  • в смете ТСЖ, ЖК или иного СПК на год.

Нужен текущий ремонт или нет, собственники квартир в МКД решают на общем собрании. При этом оплата планового ремонта входит в пункт «за содержание жилья». Сумма оплаты за жилье и размер взносов определяется тем, какие управляющая компания или непосредственно жилищное объединение выполняет работы и оказывает услуги в сфере ЖКХ.

Минимальный перечень услуг в сфере ЖКХ, существующих для того, чтобы содержать имущество в МКД в должном состоянии, и порядок их предоставления отражен в постановлении российского правительства от 03.04.2013 № 290. Данные виды работ уже включены в оплату жилья.

Услуги и работы, о которых не сказано в минимальном перечне и договоре на управление МКД (смете, если речь идет о жилищном объединении), оказывают и проводят в случае, если соответствующее решение выносят на общем собрании. Следует помнить, что не допускается невыполнение работ из минимального перечня. Также запрещены работы, о которых не сказано в договоре (смете) и в минимальном перечне. В первом варианте это расценивается так, что вы не проводите обязательные работы, во втором — пытаетесь навязать услуги в сфере ЖКХ, предоставлять которые жильцы не просили. Это является нарушением.

Подготовительная работа — обязательное мероприятие. У вас не будет возможности объяснять всем владельцам жилья в МКД, что нужно понести дополнительные расходы, а потому лучше выделить активных граждан. До них вы должны донести всю важность работ и аргументировать свою позицию. Этими же аргументами активисты будут оперировать в беседах с гражданами, незаинтересованными в поддержании должного состояния своего дома.

При наличии совета МКД лучше всего обратиться туда. Его участники, как правило, являются наиболее активными гражданами. Если совет в МКД отсутствует или существует лишь по документам, развесьте на подъездах дома листовки с информацией.

Предварительная работа непременно принесет свои плоды в виде положительно настроенных собственников жилья и согласованных начальных данных для разработки перечня работ.

Биллинговые услуги в сфере ЖКХ — это предоставление счетов по-новому

В данный момент активно проводится российская реформа ЖКХ. В ее рамках планируется модернизировать сферу, внедрив в нее новейшие информационные технологии. Чтобы решить вопрос с прозрачностью начислений за КУ, специалисты планируют пользоваться биллингом — уникальным инструментом, предусматривающим определение цены на коммунальные услуги и процесс выписки счетов по ним.

Что характерно для биллинга? Он предусматривает установку размеров тарифных ставок, определение тарификационных признаков объекта счетообложения, персонифицированное выставление счетов за использование тарифицированных услуг. Сегодня биллинг в сфере жилищно-коммунального хозяйства является комплексом аппаратных и программных решений, отвечающих за сбор и обработку данных о том, как энергетические ресурсы используются в объектах жилого и нежилого назначения.

Перед УК сегодня стоят главные задачи , решение которых при помощи биллинга становится достаточно успешным:

  • управляющие компании постоянно взаимодействуют с клиентами и непрерывно осуществляют контроль;
  • поддерживается абонентский отдел со множеством клиентов с разными объемами использования услуг в сфере ЖКХ;
  • обеспечиваются точные расчеты использования энергетических ресурсов и иных услуг в сфере ЖКХ и начислений;
  • накапливается и хранится информация, обеспечивающая взаимодействие с должниками;
  • копятся и сохраняются сведения для составления периодических отчетов и анализа эффективности ведения бизнеса.

Если сведения систематизированы, все финансовые расчеты об использовании услуг в сфере ЖКХ гражданами производятся и передаются в полном объеме, управляющим компаниям становится намного легче работать и вести прозрачную деятельность, не вызывающую сомнений у собственников жилья в МКД.

Сегодня УО оказывают самые разнообразные услуги в сфере ЖКХ: устанавливают необходимое оборудование, осуществляют дальнейшее сервисное обслуживание и биллинг всех счетчиков.

Благодаря биллингу работы в комплексе поддерживаются в онлайн-режиме. Эти операции связаны с начислением оплаты за услуги в сфере ЖКХ на всех этапах: от получения начальных сведений до разработки платежных документов. Система позволяет управлять всеми начислениями, прозрачно собирать платежи в условиях большого потока клиентов.

Отличительные особенности системы — гибкость, производительность, наглядность. В ней есть специально разработанный центр обработки платежей, что существенно облегчает работу УК. При использовании автоматизированной системы по сбору и контролю платежей расходы на расчеты по всем лицевым счетам сокращаются.

Биллинговой системой могут пользоваться следующие категории населения:

  • Граждане. Обслуживание выходит на более высокий уровень, появляется единое окно справок, единая диспетчерская служба, общий счет, где расшифровываются все начисления. Системой удобно пользоваться онлайн с полным доступом к ней.
  • Управляющие организации. Снижается себестоимость услуг, появляются новые технологии, клиенты полностью уверены в прозрачности и честности расчетов, повышается уровень оплат. УК стабильно работают в финансовом плане.
  • Ресурсоснабжающие предприятия. Взаиморасчеты становятся прозрачными, а расчеты — стабильными. Сокращаются коммерческие потери, а прибыль растет.
  • Городские администрации. В сфере жилищно-коммунального хозяйства не возникает конфликтов, политическая обстановка остается стабильно спокойной, развивается городская инфраструктура, внедряются инновации и передовые технологии управления городом.
  • Учредители стабильно работают и ведут успешный бизнес, получая хороший доход. Учредители в этом случае довольны результатами своей деятельности, а население уважает их работу.

Биллинговая система работает по следующей схеме:

  • Для начала требуется авторизация покупателя в системе. Там клиент обозначает, в каком объеме он покупает коммунальный ресурс, вводя показания прибора учета.
  • Далее биллинговый сервер поставщика услуг проводит анализ реальности употребленного ресурса покупателем и заносит эту информацию в «Абонентскую книжку».
  • После введения данных появляется информация о долге. У покупателя есть возможность самостоятельно формировать сверочный счет и после его распечатки вносить оплату в любом из банков или оплачивать задолженность картой в интернете в режиме онлайн.
  • У покупателя есть возможность самостоятельно формировать акт сверки для себя на любое число. На акте в автоматическом режиме может быть выставлена электронная подпись клиента.
  • Каждая из операций, фиксирующая использование ресурсов, расчет и перерасчет стоимости, осуществляется онлайн, в автоматическом режиме, и в данных процессах не участвуют сотрудники УК.
  • Клиент всегда может пожаловаться, воспользовавшись системой, и в ней же получить ответ или разъяснение от коммунальных служб (в системе предусмотрен период ответа на каждое из писем).

Благодаря современным биллинговым системам предприятия могут расти, запускать новые сетки регулировки тарифов, заботиться о скорости расчетов и снижении общих расходов. Системы такого рода можно совмещать с рядом иных корпоративных систем, интегрировать с пакетами, которыми организация пользовалась до этого. За счет биллинговых систем взаиморасчеты становятся прозрачными и осуществляются автоматически, а вся информация в них надежно защищена.

Мнение эксперта

Биллинговые системы помогут экономить добросовестным плательщикам

Ю. М. Федоров,

юрист Совета Федерации РФ

Есть предпосылки для предоставления РСО (ресурсоснабжающие предприятия) прав законодательной установки скидок при оплате КУ, в том числе при внесении авансов за них. Данная инновация, предположительно, должна мотивировать пользователей КУ добросовестно оплачивать услуги в сфере ЖКХ — своевременно и в полном объеме.

В некоторых тиражных биллинговых системах такая опция уже есть, в базовом варианте. К примеру, программный комплекс «Домовладелец» предусматривает настройки «Расчет и учет скидок» и «Альтернативный расчет начислений» с учетом сумм и дат, в которые были произведены начисления и внесена оплата.

Качество услуг в сфере ЖКХ, которое стало основной проблемой по мнению россиян

Как показали результаты ушедшего года, собственники квартир в МКД остались недовольны, прежде всего, плохим качеством услуг в сфере ЖКХ. На втором месте оказалась непрозрачность при расчетах оплаты КУ. Об этом сообщает «Российская газета», ссылаясь на ежегодный рейтинг проблем потребителей КУ. Основой для его составления послужили жалобы и обращения в НП «ЖКХ Контроль».

По итогам рейтинга, у каждого четвертого собственника квартиры в МКД в РФ были претензии к недостаточно хорошему или плохому качеству услуг в сфере ЖКХ (22% граждан выразили желание получить квалифицированную помощь). Большая часть жалоб поступила в первом и в четвертом кварталах 2016 г. В первую очередь, собственников жилья не устраивало качество отопления. Проблемы также были связаны с водой — отсутствием горячей воды, наличием ржавчины. Население жаловалось и на проблемы с освещением в подъездах.

Отметим, экспертами «ЖКХ Контроль» при проверке в российских регионах не было обнаружено существенных отклонений от нормативов в вопросах подготовки к осенне-зимнему отопительному сезону и его протеканию.

Это интересно!

В «Российской газете» говорится, что граждане впервые за трехлетний период существования рейтинга перестали концентрироваться в основном на начислении оплаты за услуги в сфере ЖКХ. Эта проблема вышла на второе место. В 2015 г. она волновала почти 24% граждан, в настоящий момент — лишь 17%.

Третье место в рейтинге проблем заняла деятельность управдомов, включая избрание и переизбрание УК, организацию и протекание общих собраний. Этому вопросу внимание уделили 13% граждан. При этом число обращений, связанных с состоянием МКД (12% собственников жилья), возросло. На пятой строчке оказались вопросы капитального ремонта.

Чем грозит предоставление услуг ненадлежащего качества в сфере ЖКХ

За предоставление некачественных КУ собственники квартир в МКД могут потребовать от управляющих организаций перерасчет. В некоторых случаях удается добиться полноценной компенсации. Рассмотрим более подробно, какие требования существуют к тому или иному виду услуг и что влечет за собой нарушение при их предоставлении.

  • Вода

Температура горячей воды для жилых помещений должна находиться в пределах 50-60 градусов Цельсия. Допускается приостановка в подаче горячей воды на срок не более 4 часов. Суммарное количество часов перебоев в подаче водоснабжения за один календарный месяц не должно превышать 8. Те же правила действуют и для водоотведения. При превышении указанной нормы за каждый час простоя жилого помещения без горячей воды сумма за оказание данной услуги в сфере ЖКХ уменьшается на 0,15%.

При возникновении аварийных ситуаций перерыв в подаче горячего водоснабжения не должен превышать 24 часов. Плановое отключение, связанное с проведением ремонтных мероприятий, должно длиться не более 14 суток.

Для холодного водоснабжения действуют те же нормативы, что и для ГВС.

Что нужно делать, если были нарушены действующие нормативы? Если услуги в сфере ЖКХ предоставляются некачественно, когда фактические показатели перебоев превышают действующие нормативы, жители вправе требовать уменьшения счета на 0,15% за каждый час сверх нормы. Если вода, горячая или холодная, при неаварийном отключении отсутствует более 24 суток, вам обязаны снизить сумму в предоставленном счете на 3%.

Понизить цену на услуги в сфере ЖКХ можно и в тех случаях, когда температура горячей воды ниже отметки в 60 градусов по Цельсию. Понижение температуры воды на каждые три градуса от положенного норматива позволяет вычитать 0,1% от суммы коммунального платежа.

Если из крана поступает вода с ржавчиной, примесями, запахом, то есть такая, какую нельзя использовать в хозяйственно-бытовых целях, плата за нее не взимается до тех пор, пока ситуация не исправлена.

Использовать понижающий коэффициент 0,1% можно и в том случае, когда вода подается под давлением на 25% ниже нормативного. Если такое положение дел сохраняется на протяжении всего календарного месяца, жильцы могут требовать снижения платы за водоснабжение на 72%.

  • Тепло

Нормативные показатели температуры воздуха в помещении: в отопительный период — 18 градусов Цельсия. Для угловых комнат данный показатель равен 20 градусам. Допускаются перебои в теплоснабжении жилых помещений не более 16 часов единовременно, если температура не опускается ниже отметки в 12 градусов Цельсия. Суммарный месячный период перебоев в работе отопительной системы не может составлять более 24 часов.

В случае понижения температуры до 10-12 градусов отопление должно быть подано не позднее 8 часов с момента его приостановления, при температуре 8-10 градусов — не позднее чем через 4 часа.

За каждый час, когда температура была ниже нормы, а также за понижение температурного режима в помещении на один градус, счет за теплоснабжение снижается на 0,15%.

  • Газоснабжение и электроэнергия

Норматив перебоя в подаче газа в жилые помещения составляет не более 4 часов ежемесячно. При превышении норматива сумма оплаты снижается на 0,15%. При ненадлежащем давлении в системе газоснабжения, когда показатель ниже норматива на 25%, счет за данную услугу ЖКХ можно понижать на 0,1% за каждый час. В случае резкого падения давления, до 75% от нормативного показателя, жители могут не оплачивать услуги газоснабжения за один день.

Отключение электричества возможно на 2 часа при наличии двух резервных источников электроэнергии. Если резервный источник один, отключение возможно до 24 часов. При превышении норматива и отсутствии счетчиков на электроэнергию вычет составляет 0,15% за каждый час.

  • Содержание МКД

Доказать то, что такие услуги в сфере ЖКХ предоставляются некачественно, при том что они находятся в ведомстве управляющих компаний (УК), на практике иногда крайне сложно. Ситуация усугубляется еще и тем, что компания может реагировать на сообщения жильцов и моментально исправлять возникающие нарушения, как в самом доме, так и на закрепленной за ним территории.

Услуги в сфере ЖКХ по содержанию дома должны соответствовать требованиям, описанным в Постановлении № 354. Текст нормативно-правового акта гласит, что УК является главным ответчиком за предоставляемые жильцам коммунальные услуги. Исключение составляют лишь случаи заключения жильцами прямых соглашений с компаниями, занимающимися поставкой ресурсов.

Что должны делать жильцы, когда обнаружили ухудшение качества предоставляемых услуг

Когда качество не отвечает нормам, или услуги предоставляются с перебоями, продолжительность которых превышает существующие нормативные показатели, жильцам следует:

1. Составить акт о том, что в определенный период времени (необходимо точно указать дату и время) по адресу (указывается точный адрес) были оказаны услуги в сфере ЖКХ ненадлежащего качества . Акт составляется в произвольной форме. Кроме того, в документе должен быть перечислен перечень жильцов, которые могут подтвердить этот факт.

2. Обратиться с этим заявлением в управляющую компанию, потребовав перерасчет коммунальных услуг.

На основании постановления 354, утвержденного Правительством РФ 6 мая 2011 года, составленный акт считается основанием для снижения выставленных в извещениях сумм на оплату коммунальных услуг. Управляющая компания как исполнитель обязана фиксировать все поступающие к ней жалобы, анализируя качество предоставляемых жильцам услуг. Кроме того, в течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы управляющая компания должна известить потребителя о том, что его заявление либо принято, либо дан отказ в удовлетворении выставленных требований с обязательным указанием причин. Если заявление принято к рассмотрению, должен вестись учет исполнения. Управляющая компания имеет право направлять своих сотрудников, чтобы зафиксировать факт причинения вреда здоровью или имуществу, а также для выяснения факторов, которые стали причинами предоставления КУ ненадлежащего качества.

3. Если сотрудники УК отказали в удовлетворении, или нарушения не были устранены, жильцы могут обратиться в жилищно-коммунальную инспекцию.

В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ предоставление жилищно-коммунальных услуг ненормативного характера влечет за собой административное наказание.

Если после рассмотрения заявления на более высоком уровне подтвердится факт нарушения со стороны УК, ее обяжут сделать перерасчет выставленных счетов и выплатить штрафы. Сумма штрафа может варьироваться в пределах от 40 до 50 тысяч рублей.

4. Если жильцы не будут удовлетворены проверкой, проведенной жилищно-коммунальной инспекцией, или они не согласятся с ее решением, то имеют право обратиться в суд.

Мнение эксперта

У ГЖН виноватыми всегда будут исполнители

Д. Ю. Нифонтов ,

руководитель проекта ЖКХ ЦДО «Акато»

Действующий в России жилищно-коммунальный кодекс дал право выявлять виновных при нарушении в области оказания услуг ЖКХ органам Госжилнадзора (ГЖН). Необходимо отметить ряд важных моментов.

Сотрудники ГЖН расположены в центрах регионов. В населенных пунктах, которые таковыми не являются, подобных специалистов нет. Существующий приказ Госстроя № 41, действующий с 1999 года, определяет количество руководителей, а также других сотрудников жилищно-коммунальной инспекции в субъектах Российской Федерации. В соответствии с текстом данного нормативного документа предполагается наличие одного специалиста ГЖН на 2 миллиона м кв. жилищного фонда.

Получается, что в том населенном пункте, где жилищный фонд менее 2 млн м кв., в соответствии с вышеупомянутым Приказом № 41, вопросами оказания КУ заниматься некому. А это города с населением в 60-80 тысяч человек, и количество обращений о нарушениях в них достаточно велико.

Заявления, которые попадают в руки инспектора ГЖН, работающего на несколько населенных пунктов, часто остаются без рассмотрения. Мы уже не говорим о том, что существует необходимость решать вопросы на месте. Такой подход позволяет предположить, что многие акты рассматриваются на скорую руку, и часто наказываются не люди, которые на самом деле должны нести ответственность. Для более детального рассмотрения жалоб не хватает ни временных, ни финансовых, ни человеческих ресурсов.

При необходимости выбрать виновного между исполнителем коммунальных услуг и РСО стрелка весов часто перевешивает в сторону первого. Во-первых, банкротство УК или ТСЖ пройдет более незаметно, нежели приостановка деятельности ресурсоснабжающей организации. Во-вторых, многие инспекторы подсознательно считают УК виновной, поэтому часто при принятии решений основываются на своих личностных мотивах, трактуя любые сомнения в сторону виновности УК или ТСЖ.

Позиция ГЖН достаточно ясна — в некачественном предоставлении коммунальных услуг всегда виноват исполнитель.

Юридические услуги в сфере ЖКХ для граждан и организаций

Сфера ЖКХ очень важна для любого гражданина России, поскольку именно она отвечает за множество параметров в вопросе комфортного проживания. Но нередко предприятия в сфере ЖКХ работают, не обращая внимания на желания и интересы граждан, что вызывает серьезные конфликты. Юридические услуги (взыскание долгов в сфере ЖКХ, консультации, разбирательства) позволяют максимально быстро и эффективно разрешать любые возникающие споры, сохраняя при этом принадлежащие сторонам конфликта права.

Среди гражданского населения большим спросом пользуются услуги по консультированию в следующих вопросах:

  • расчет за пользование коммунальными услугами;
  • пользование существующими льготами;
  • разъяснение прав граждан, которые потребляют услуги в сфере ЖКХ;
  • оформление претензий и актов для направления в вышестоящие инстанции;
  • представление интересов жильцов в УК;
  • защита прав потребителей в сфере услуг ЖКХ на судебных заседаниях при невозможности разрешить конфликт мирным путем.

При возникновении у граждан вопросов в отношении функционирования УК или ТСЖ, юридическая помощь помогает решать следующие вопросы:

  • в предоставленных управляющей компанией квитанциях на оплату услуг ЖКХ имеются неясные для потребителя статьи расходов;
  • счета неоправданно завышены;
  • УК игнорирует решение общедомовых собраний, принимая важные для потребителей решения единолично;
  • управляющая компания отказывается информировать граждан о предоставляемых ею услугах;
  • управляющая компания оказывает услуги в сфере ЖКХ ненадлежащего качества.

Но юридические услуги могут потребоваться не только гражданам. К ней зачастую прибегают и сами управляющие компании ТСЖ , поскольку не у всех обслуживающих предприятий есть возможность брать в штат юриста и пользоваться его услугами. К наиболее востребованным относятся:

  • профессиональные консультации по юридическим вопросам (могут осуществляться по телефону или иным способом связи в любых объемах);
  • предоставление консультаций в письменном виде, в соответствии с определенными нормативными актами;
  • вынесение заключения экспертов на правовую документацию на предмет соответствия текста договоров, соглашений, претензий действующему на территории РФ законодательству;
  • осуществление претензионной деятельности (разработка грамотных претензий с последующим их отправлением, фиксацией получения; фиксация нарушений для разбирательств в суде, ведение переписки);
  • помощь в оформлении документов при принятии на работу новых сотрудников или увольнении неблагоприятных работников;
  • подготовка любой правовой документации о деятельности компании (к таким документам относятся договоры, соглашения, заявления, претензии, ответы на претензии госорганов и деловых партнеров, проекты приказов, распоряжения, акты приема и передачи ценностей товарно-материального характера или невыхода на работу сотрудника, должностные инструкции и другие документы, наделенные юридической силой);
  • участие в переговорах с деловыми партнерами и при подписании договоров; проверка документации, которую необходимо подписать, ценные рекомендации по их законности и безопасности для ТСЖ, ЖСК или ЖК;
  • обучение, разъяснение или непосредственная подготовка делопроизводства в компании (речь идет о ведении учетных книг и переписке);
  • прямая защита интересов ТСЖ, ЖСК и ЖК в суде (арбитраже и судах общей юрисдикции) как в вопросах взыскания долгов с собственников квартир в МКД за невнесение взносов и неуплату КУ, так и неоказания услуг партнерскими предприятиями;
  • правильное оформление документации по финансовой ответственности сотрудников за нанесенный компании ущерб и его взыскание с виновных лиц;
  • участие в подготовке процедур, связанных с расторжением контрактов и договоров с партнерами раньше сроков.

Информация об экспертах

Александр Коломейцев , генеральный директор НП «Национальная ассоциация организаций жилищно-коммунального комплекса». Некоммерческое Партнерство «Национальная ассоциация организаций жилищно-коммунального хозяйства» — ассоциация, объединяющая ведущие управляющие компании Нижегородской и других областей, оказывающие услуги населению в сфере ЖКХ.

Д. Ю. Нифонтов , руководитель проекта ЖКХ ЦДО «Акато». Центр дистанционного обучения «АКАТО» — российский лидер в сфере информационно-консультационных услуг по юридическим и бухгалтерским вопросам ЖКХ. Уже более пяти лет АКАТО предоставляет информационно-консультационные услуги, высокое качество которых подтверждается многочисленными отзывами участников мероприятий и рекомендациями органов государственной власти субъектов РФ.

Система ЖКХ представляет собой одну из ключевых экономических отраслей в стране. Она охватывает крупный производственно-технический комплекс. На его услуги и продукцию спрос всегда высок. Рассмотрим далее подробно особенности ЖКХ. Расшифровка аббревиатуры также будет указана в статье.

Общие сведения

Система ЖКХ включает в себя общественные, жилые сооружения, транспортные, эксплуатационные и иные объекты. Все они формируют сложный социально-экономический комплекс. От результативности его деятельности зависит состояние инфраструктурных объектов и непосредственно среды обитания граждан. ЖКХ - что такое ? Это в первую очередь самостоятельная экономическая сфера. Ее ключевой задачей выступает удовлетворение потребностей граждан и организаций в услугах, посредством которых обеспечиваются нормальные условия работы и жизни.

Проблемы

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - сфера, в которой решается множество актуальных вопросов. Многие из них обостряются с наступлением холодов. В каких направлениях работает ЖКХ? Расшифровка этой аббревиатуры говорит сама за себя. Ключевыми направлениями данной сферы является обеспечение основными ресурсами населения и организации - электроэнергией, водой, теплом. В некоторых регионах ситуация достаточно сложная. Наиболее остро проблемы обеспечения стоят в Корякском АО, Магаданской обл., на Камчатке, в Приморье. В некоторые регионы завезено только 60 % топлива. Старение фондов - еще одна актуальная проблема в ЖКХ. Что такое физический износ знают в каждом регионе. Все эти проблемы требуют незамедлительного решения.

Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы

Несмотря на то что столичный регион считается самым благополучным в стране, и здесь есть свои Ключевые вопросы касаются финансирования ЖКХ. Что такое нехватка денег для отрасли? Это в первую очередь недостаток в эксплуатационной технике, спецодежде для работников, низкие зарплаты. За небольшую оплату труда никто не хочет работать. Соответственно, в отрасли заняты преимущественно неквалифицированные сотрудники. Как отмечают чиновники, постоянный дефицит на данный момент порядка 700 млн руб. Средствами, которые граждане перечисляют в виде квартплаты, можно покрыть только стоимость услуг ЖКХ . При этом в данную сумму не включаются расходы на содержание и обслуживание инженерно-коммуникационных сетей. Именно поэтому отрасль работает только в аварийном режиме. Денег на профилактические мероприятия просто нет.

Финансовые проблемы ЖКХ

Что такое задолженность для рассматриваемого сектора? Она представляет собой источник цепочки неплатежей, которые присутствуют практически во всех отраслях. В качестве ключевых причин, обуславливающих тяжелое положение с задолженностью, выступают:

Последствия

Органы территориальной власти далеко не всегда способны выполнять взятые на себя обязательства. Это привело к повсеместному распространению административного принуждения исполнителей и подрядчиков в нарушение действующего законодательства. Существенно снизился контроль производства и предоставления гражданам качественных услуг, обоснованностью устанавливаемых тарифов. Недостаточное финансирование объясняет отсутствие интереса в формировании ТСЖ. Неспособность выполнить бюджетные обязательства, отсутствие прозрачных и эффективных процедур установления и корректировки тарифов обуславливают непривлекательность сферы для частных инвесторов. Это указывает на наличие системного кризиса как в самой отрасли в целом, так и отдельно в регионах. Решение возникших проблем возможно путем применения программно-целевого метода.

Пути выхода из кризиса

Основная работа по формированию программы решения проблем ложится на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В первую очередь необходимо усовершенствовать состав и структуру финансовых отношений внутри отрасли с требованиями рыночной экономики. Следует сказать, что часть мероприятий началась еще в 1997 г. Так, в конце 90-х был запущен процесс перехода от бесплатного либо почти бесплатного оказания услуг ЖКХ и предоставления жилья к оплачиваемому гражданами, в соответствии с качеством. Основными целями мероприятий выступают:


Преобразование сектора

Обозначив направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, правительство выработало следующие способы достижения поставленных целей:

  1. Совершенствование структур управления, контроля и эксплуатации.
  2. Переход к договорным отношениям, развитие конкуренции, предоставление конечному потребителю возможности оказывать влияние на качество и объем услуг, внедрение системы конкурсного отбора обслуживающих организаций.
  3. Совершенствование схем расчета, установление повышенных ставок на сверхнормативные жилплощади, дифференциация оплаты в соответствии с местоположением объекта и качеством жилья.
  4. Снижение с последующим прекращением ассигнований из бюджета, ликвидация перекрестного субсидирования.
  5. Совершенствование системы соцзащиты граждан. Оно предполагает упорядочение действующих льгот, усиление индивидуальной направленности выделяемых средств.
  6. до экономически обоснованных показателей, определяемых посредством конкурсного отбора обслуживающих организаций.

Соцзащита населения

Она заключается в недопущении со стороны региональных органов и структур территориального самоуправления:

  1. Сдерживания совершенствования программы субсидирования семей с низкими доходами.
  2. Необоснованного ухудшения качества услуг в сравнении с теми, которые предусмотрены по договору найма.
  3. Введение неоправданно высоких тарифов.

Тарификация

ЖКХ считается одной из самых затратных экономических отраслей. Здесь расточительно потребляются тепловая и электроэнергия, вода, прочие ресурсы. хозяйства зачастую не в состоянии покрыть издержки установленными тарифами и нормами. При этом ценовая политика в рассматриваемом секторе выступает в качестве регулирующего механизма между производителями, пользователями и муниципальным бюджетом. Последний обеспечивает финансирование наиболее затратных направлений отрасли. В качестве основы ценовой политики должен выступать комплекс мер, ориентированных на стимулирование производителей к уменьшению потерь, а потребителей, в свою очередь, - к рациональному использованию ресурсов. сегодня осуществляется в соответствии с тарифами. Нормативы рассчитываются по себестоимости и установленной рентабельности. Общие правила определения этих показателей подчиняются корпоративному интересу производителя. Тарифы устанавливает местная администрация. ЖКХ при этом не обеспечивает надлежащего контроля фактического потребления ресурсов и не может выставлять счета за сверхнормативное пользование. Потребитель, в свою очередь, не может отказаться от платежей и выделить объемы, которые действительно должны быть включены в тариф и себестоимость. Существующая схема оплаты, таким образом, не позволяет учесть затраты, которые реально несет производитель, объем фактического потребления и потери продукта в ходе его транспортировки и получения.

Задачи тарифного регулирования

Эффективный анализ процедур нормирования и ценообразования должен основываться на соотношении сформировавшегося уровня затрат производителей и объема потребления конкретного ресурса. Существующие проблемы обусловлены несовершенством действующей нормативной базы. При этом пробелы присутствуют на федеральном, региональном и местном уровнях. Схема тарифного регулирования призвана обеспечивать реализацию инвестиционной и производственной программ, утверждаемых на предстоящий период. В ее функции входит:

  1. Стимулирование предприятий ЖКХ к уменьшению затрат при одновременном повышении качества услуг.
  2. Создание условий для привлечения инвестиций.
  3. Обеспечение формирования необходимого количества финансовых ресурсов.
  4. Учет создания конкурентных отношений в некоторых подотраслях ЖКХ.
  5. Формирование механизмов уменьшения политизированности процессов ценообразования.

Методика планирования, расчета и учета

Финансовый отдел жилищно-коммунального хозяйства должен искать компромисс между техническим заданием, потребностями в деньгах и платежеспособностью населения. В качестве основы для определения тарифов выступает Методика планирования, расчета и учета тарифов. Она разработана для обеспечения единства классификации и состава затрат, исчисления себестоимости на предприятиях, осуществляющих различные виды деятельности в сфере ЖКХ. В качестве нормативной базы выступает Положение, утвержденное правительственным постановлением №522 от 05.08.1992, изменениями к нему, а также иными правовыми актами. Методика предназначена для использования организациями разных видов деятельности: эксплуатации жилфонда, водоотведения и водоснабжения, электро-, теплоснабжения, санитарной очистки населенных пунктов, банного, гостиничного, прачечного обслуживания и пр. В качестве объектов расчета выступают услуги по каждому направлению работы ЖКХ.

Планирование

Оно выступает в качестве одного из ключевых этапов определения экономически обоснованных цен. Планирование расходов необходимо и для естественных монополистов, и для тех организаций, которые получают возможность заключить договора на обслуживание по конкурсу. В последнем случае себестоимость включается в тариф, который является стартовым при проведении мероприятия. Плановые расходы по каждой статье устанавливаются в соответствии с:

  1. Анализом фактических издержек и их динамики в предстоящем периоде.
  2. Использованием региональных и отраслевых норм на виды затрат.

В процессе планирования должны учитываться следующие группы факторов:

  1. Понижающие размер себестоимости: использование антизатратного механизма, мероприятия по ресурсосбережению и так далее.
  2. Увеличивающие себестоимость: определяющие степень инфляции, внедрение технологических операций, улучшающих качество обслуживания.

Плановая себестоимость для единицы услуги устанавливается путем деления общей величины предполагаемых расходов на ожидаемый объем услуг в натуральной форме. Убыток/прибыль от реализации определяют в виде разницы между выручкой в действующих ценах без НДС и затратами в соответствии с законодательством (нормативами).

Дополнительные задачи

Для повышения эффективности организации сектора в ЖК предусматривается, что управление многоквартирного дома призвано обеспечивать безопасные и благоприятные условия для граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов, связанных с его использованием, а также качественное обслуживание организациями ЖКХ. По адресу нахождения собственники должны выбрать один из способов управления:

  1. Непосредственно самими владельцами квартир.
  2. ТСЖ, специализированным потребкооперативом.
  3. Управляющей организацией.

Соответствующее решение принимается на общем собрании.

Заключение

В 90-х годах в России население покрывало порядка 4 % эксплуатационных затрат ЖКХ. Остальной объем расходов компенсировался бюджетными средствами. В процессе перехода к рыночной экономике стало очевидно, что такая система финансирования неэффективна. В этой связи остро встала необходимость реформирования сектора. По Указу Президента № 425 была утверждена Концепция преобразований. В соответствии с ней были поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечение условий жизни граждан, отвечающих стандартам.
  2. Уменьшение издержек обслуживающих организаций. Это, в свою очередь, должно было способствовать снижению тарифов при сохранении качества услуг.
  3. Смягчение для граждан последствий преобразования схем расчета оплаты при переходе сектора на режим безубыточной работы.

Как показала практика процесс реформирования ЖКХ на территориальном уровне идет достаточно медленно. На местах отмечается постепенное повышение тарифов. К 2007 году платежи населения покрывали порядка 80 % затрат в отрасли. После перехода к полной оплате услуг ЖКХ бюджетные обязательства предусмотрены только относительно части расходов, касающихся предоставления льгот и субсидий. Между тем в настоящее время состояние коммунальной инфраструктуры остается неудовлетворительным. В отрасли обозначились следующие проблемы:


Развитие жилищно-коммунального хозяйства идет медленно и сложно. Затруднения обуславливаются в первую очередь запущенностью отрасли, наличием противоречий в финансовых отношениях участников процесса. Эксперты считают обоснованным решение постепенно повышать тарифы для населения с тем, чтобы со временем они достигли уровня, установленного для юрлиц. Однако при этом необходим четкий механизм защиты семей с низким доходом. При этом специалисты отмечают, что установленные первоначально сроки для перехода на 100-процентную оплату гражданами эксплуатационных затрат не обоснованы. В связи с высокой инфляцией, необходимостью усилить социальную защиту населения, максимально допустимая доля собственных затрат граждан на оплату услуг ЖКХ предлагается уменьшить с 22 до 18 %. На всех уровнях власти необходимо более активно заниматься решением проблем отрасли, не перекладывая их на население, инвесторов и рынок.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает около 30 видов деятельности. Подотраслями являются техническое обслуживание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка и утилизация отходов); ресурсоснабжение (тепло, электричество, вода, канализация, газ); бытовое обслуживание (гостиницы, бани, прачечные, ритуальные услуги) и т.д.

Каждая подотрасль представлена совокупностью жилищно-коммунальных предприятий: санитарно-технических, энергетических, транспортных, по внешнему благоустройству.

К санитарно-техническим относятся предприятия по обслуживанию и эксплуатации водопроводных и канализационных систем, предприятия по уборке территорий населенных мест и санитарной очистке домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населенные пункты.

Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулеры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

К сооружениям внешнего благоустройства населенных мест, которые входят в состав коммунального хозяйства, относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные пиротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зеленые насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

Предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.

Ведущими являются предприятия водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, многоотраслевые предприятия, организации внешнего благоустройства (дорожно-мостового хозяйства, озеленения, санитарной очистки и утилизации отходов), гостиничные предприятия.

Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальном хозяйстве - муниципальные унитарные предприятия. Преобладающей хозяйственной структурой в жилищно-коммунальном обслуживании являются многоотраслевые предприятия.

Отрасли ЖКХ по конкурентному потенциалу делятся на три сектора: 1) локально-монопольные; 2) потенциально конкурентные; 3) рыночные.

Локальные монополии - отрасли и предприятия, где по экономическим, технологическим, экологическим, естественно-территориальным причинам невозможна конкуренция. К ним относятся не только предприятия-поставщики (тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, водоотведение), но нередко и организации, обслуживающие жилищное хозяйство, в частности организации лифтового хозяйства. Затраты на выполнение услуг по технической эксплуатации и ремонту лифтов в общей стоимости жилищных услуг составляют в среднем по России свыше 10% и существенным образом влияют на общую величину их стоимости.

Потенциально конкурентные отрасли становятся конкурентными по мере изменения системы управления, приватизации, внедрения договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.

Так, в коммунальном хозяйстве потенциально конкурентными являются:

  • управление и обслуживание объектов коммунального хозяйства;
  • привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения и объекты, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и др.);
  • выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора и т.д.);
  • проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения.

Вполне рыночной, конкурентной отраслью является жилищное хозяйство, прежде всего внутридомовое обслуживание.

Жилищные и коммунальные услуги (ЖКУ) обеспечивают решение задач по сохранению в надлежащем состоянии жилого фонда и созданию благоприятных условий для проживания людей. Они отличаются высокой социальной значимостью, принадлежностью к группе жизнеобеспечения; практически невзаимозаменяемы и не могут запасаться впрок, т.е. производство услуг совпадает с их потреблением. Объем и качество услуг непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия жизни, санитарно-гигиенические условия, чистоту водного и воздушного бассейнов, уровень производительности труда.

Годовой объем жилищно-коммунальных услуг составляет около 750 млрд. руб., или 7,6% ВВП. Рынок ЖКУ стабилен и всегда востребован.

Жилищные услуги - это комплекс работ, обеспечивающих нормальное функционирование жилого дома и благоустройство придомовой территории.

Перечень жилищных услуг утверждается федеральными органами и включает:

  • содержание общего имущества жилого дома (включая подвалы, чердаки, подъезды и крыши) и придомовой территории;
  • вывоз бытовых отходов;
  • работы, выполняемые при проведении технического осмотра и обхода отдельных помещений жилых домов, включая устранение незначительных неисправностей в системах водоснабжения, канализации, центрального отопления, горячего водоснабжения и электротехнических устройств и другие работы;
  • работы, выполняемые при подготовке жатых зданий к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний период;
  • ремонт общего имущества, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории;
  • другие виды работ (обслуживание лифтов и т.д.).

Коммунальные услуги предоставляются в виде доведенных до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями.

В состав коммунальных услуг включаются:

  • холодное и горячее водоснабжение;
  • водоотведение и очистка сточных вод;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение, в том числе в баллонах;
  • отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при печном отоплении);
  • утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов.

Для коммунальных услуг характерными чертами являются:

  • привязка сложной инженерной инфраструктуры к территории;
  • неразрывность, строгая последовательность процесса производства, транспортировки и потребления услуг;
  • услуги не накапливаются, недопроизводство не компенсируется более интенсивным производством в другой период;
  • процесс потребления услуг непрерывный, отказ от потребления на значительный срок, как правило, невозможен.

В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования систем жизнеобеспечения территорий большинство коммунальных предприятий (в первую очередь связанных с сетевой поставкой ресурсов) занимают монопольное положение на обслуживаемой территории (локальные монополии). При этом географические границы товарных рынков определяются административными границами городов и районов, за исключением межрайонных электрических, водопроводных сетей и ряда других объектов межрайонного значения.

При отсутствии приборов в многоквартирном или жилом доме устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг и ресурсов (холодной и горячей волы, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) для определения размера оплаты ЖКУ.

Нормативы устанавливаются по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций едиными для домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры и степень благоустройства. Срок действия нормативов составляет не менее трех лет.

Общие правовые и экономические условия жилищно-коммунального обслуживания, функциональные обязанности хозяйствующих субъектов всех форм собственности определяются муниципальным заказом.

В рамках муниципального заказа разрабатываются объемы, параметры качества и надежности обслуживания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг; финансирование ЖКУ, доли оплаты потребителей и компенсации бюджетом; комплекс договоров на выполнение заказа.

Критерии качества, надежности и устойчивости поставок ЖКУ определяются в соответствии с правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг. Они опираются на установленные стандарты (ГОСТы, СНиПы, нормативы потребления, регламенты выполнения работ и др.), гарантирующие минимально необходимый уровень обслуживания. Реальное обеспечение такой гарантии подкрепляется финансовыми ресурсами.

Традиционное обслуживание базируется на ключевой рал и местного самоуправления в организации и исполнении ЖКУ. Местное самоуправление выступает в качестве представителя и потребителей ЖКУ и их поставщиков.

Муниципальные организации отвечают за выполнение всего комплекса работ по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, обеспечению коммунальными услугами населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде. Прочие потребители заключают договоры поставки услуг непосредственно с предприятиями.

Жилищный фонд передается на баланс муниципальных предприятий. Под руководством администрации местного самоуправления они планируют объем работ, выполняют работы, взимают плату за оказываемые услуги. Управляющими подразделениями администрации являются жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и др. Жилищно-эксплуатационные организации принимают плату населения за тепло, холодную и горячую воду, электроэнергию, вывоз мусора и т.п. и перечисляют деньги поставщикам ресурсов.

В жилищно-коммунальном обслуживании одновременно происходит смена организационных форм взаимодействия между органами власти, потребителями и поставщиками услуг. Используются более совершенные методы обслуживания, основанные на разделении функций, укреплении договорных отношений, конкурсном отборе подрядных организаций. Прежде всего это относится к обслуживанию жилищного фонда, которое отличается высоким потенциалом конкуренции на стороне как заказчиков, так и подрядчиков услуг.

Вначале разделение функций заказчика и подрядчика происходит в структуре администрации местного самоуправления. Функции заказчика выполняют структурные подразделения администрации местного самоуправления, жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия ЖКХ, обеспечивающие как обслуживание жилых домов, так и их тепло-, электроснабжение. Создается служба единого заказчика, которая привлекает ремонтно-эксплуатационные предприятия или разделяется на несколько управляющих компаний, которые на конкурсной основе привлекают подрядные организации для обслуживания жилищного фонда. При этом в производстве жилищных услуг формируется конкурентная среда, рынок коммунальных услуг регулируется муниципальным заказом независимо от формы собственности коммунальных предприятий. РКЦ осуществляет сбор платежей с потребителей и перечисляет собранные средства предприятиям в соответствии с заключенными договорами.

Нередко местное самоуправление передает муниципальный заказ на весь комплекс работ многоотраслевому предприятию ЖКХ, которое становится единым генеральным подрядчиком. В этом случае отсутствуют специальные муниципальные учреждения или предприятия как посредники между муниципалитетом и подрядчиком, получающие деньги из бюджета за размещение заказа на выпал пение ЖКУ. Если функции службы заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные предприятия, то они совмещают их с функциями подрядчика

Службы заказчика созданы в более чем половине субъектов РФ. Они реализуют идею муниципального заказа как эффективной формы расходования бюджетных средств и концепцию освобождения местного самоуправления как уровня власти от хозяйственных функций.

Отношения между администрацией города (района) и заказчиком оформляются муниципальным контрактом на организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и другим потребителям, об управлении жилищным фондом и технологической частью с указанием источников и размеров финансирования услуг. В муниципальном контракте определяются основные задачи организации предоставления жилищно-коммунальных услуг всем потребителям и содержание объектов ЖКХ в соответствии с действующими нормами и правилами.

Администрация передает заказчику жилищный фонд на обслуживание, оставляя за собой функции:

  • контроля за соблюдением нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов инженерной инфраструктуры;
  • обеспечения соответствующего уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;
  • разработки и заключения договоров найма или аренды жилых и нежилых помещений.

Заказчик отвечает за поддержание жилищного фонда в надлежащем состоянии.

Затраты на производство жилищно-коммунальных услуг включают в себя материальные затраты, в том числе расходы на сырье и материалы, топливо, энергию; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизацию основных средств; прочие затраты. Администрация осуществляет финансирование заказчика в виде ассигнований на заработную плату и дотаций на убытки, в том числе и на погашение разницы в тарифах, благоустройство, капитальный ремонт.

В себестоимости услуг предприятий локальных естественных монополий большой вес занимают продукция и услуги других предприятий-монополистов. Предприятие не в состоянии влиять самостоятельно на тарифы и цены своих основных поставщиков, поскольку рост тарифов одного предприятия-монополиста почти всегда вызывает цепную реакцию роста цен и тарифов всей отрасли.

В функции службы заказчика входят ведение договорных отношений на всех уровнях оказания услуг, формирование муниципального заказа на услуги ЖКХ, организация предоставления субсидий населению по оплате услуг, контроль за предоставлением услуг и их оплатой. Заказчик заключает договоры с предприятиями - исполнителями услуг и поставщиками ресурсов. Их работа организуется по направлениям:

  • обслуживание жилищных объектов и благоустройство территории:
  • предоставление услуг коммунального хозяйства.

Проводится конкурсный отбор подрядчиков для текущего обслуживания жилищного фонда, проведения капитального ремонта, определения поставщиков услуг и ресурсов. С поставщиками коммунальных услуг заключается соглашение, при этом со стороны продавца выступает коммунальное предприятие, а со стороны покупателя - заказчик и администрация муниципального образования. Причем заказчик несет ответственность перед подрядчиком в пределах платежей населения, а администрация муниципального образования - в пределах сумм бюджетного дотирования коммунальных услуг.

Служба заказчика может функционировать без наличия управляющей компании или при ее учреждении. При отсутствии управляющей компании ее функции исполняет служба заказчика.

При наличии управляющей компании служба единого заказчика обеспечивает:

  • соблюдение нормативно-технических требований по содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
  • необходимый уровень финансирования для содержания недвижимости;
  • заключение договора с выбранной на конкурентной основе либо созданной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом, а также предоставление других услуг коммунального назначения;
  • систематический контроль за реализацией договоров.

На управляющую компанию, в свою очередь, возлагаются:

  • поддержание в надлежащем состоянии и модернизация недвижимости;
  • выбор подрядчиков на выполнение работ во вверенном ей в управление жилищном фонде;
  • заключение договоров и контроль их выполнения;
  • сбор платежей за ЖКУ с населения.

Органы местного самоуправления обязаны создавать равные условия для предоставления жилищно-коммунальных услуг всем организациям независимо от форм собственности. В частности, важно привлечение частных управляющих и подрядных организаций для преодоления монополизма муниципальных подразделений, развития конкуренции на рынке ЖКУ.

Частные организации появляются на рынке ЖКУ в результате:

  • преобразования государственных и муниципальных предприятий ЖКХ;
  • создания новых хозяйствующих субъектов;
  • развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Преобразование государственных и муниципальных предприятий ЖКХ осуществляется в форме приватизации, акционирования или поглощения (банкротства). Все указанные направления преобразований регулируются федеральным законодательством и отвечают принятому курсу на максимально возможное сокращение доли муниципальной собственности и соответственно муниципальных предприятий. Поскольку этап массовой приватизации давно пройден, речь идет о приватизации предприятий, непосредственно обслуживающих жилищный фонд, а также приватизации управления ЖКХ. Утвержден перечень объектов ЖКХ, которые не подлежат приватизации. Данный перечень включает в основном коммунальное имущество, потеря контроля над которым считается социально опасной.

Объектами приватизации управления ЖКХ становятся ЖЭКи, ДЕЗы и другие муниципальные управленческие структуры.

Поскольку объекты коммунальной инфраструктуры являются, как правило, локальными монополиями, они акционируются с сохранением в собственности местного самоуправления 100% акций. Затем акции выставляются на конкурс и по его результатам передаются в доверительное управление управляющей компании-инвестору на срок не менее срока окупаемости инвестиций в модернизацию основных фондов. Управляющей компании в доверительное управление передается количество акций не менее 50% плюс 1 акция и не более 75% минус 1 акция.

Акционирование осуществляется под контролем органов власти субъектов РФ. В Чувашской Республике и Татарстане, например, приняты решения о полном акционировании жилищно-коммунальных предприятий в жесткие сроки. План акционирования краевых государственных предприятий реализуется в Ставропольском крае. Акционированные коммунальные предприятия включаются в региональные акционерные общества (холдинги) по направлениям деятельности. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе образована Югорская теплоэнергетическая компания.

Если муниципальные предприятия акционируются и приватизируются, то организация электро-, газо-, теплоснабжения и водоотведения не перестает быть вопросом местного значения, так как иное противоречило бы Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Поглощение - следствие конкурентной борьбы предприятий на открытом рынке. В жилищно-коммунальном хозяйстве конкурентная борьба такой острой стадии не достигла, но поглощения и здесь имеют место. Его осуществляют кредиторы на основе процедур банкротства, когда имущественные комплексы муниципальных предприятий продаются за долги. Однако долги предприятий ЖКХ - не основание для поглощения и смены собственника, так как они - результат огромного недофинансирования, экономического дисбаланса; их следует урегулировать путем реструктуризации.

Преобразование предприятий, меняя лишь их организационно- правовую форму, никак не влияет на изменение конкурентной среды, так как не вовлекаются ни дополнительные ресурсы, ни новые хозяйствующие субъекты.

Кроме того, далеко не все муниципальные предприятия в восторге от преобразований; одни из них опасаются лишиться поддержки местных администраций, другие не уверены в предсказуемости тарифной политики, которая при приватизации может измениться.

Появление на рынке новых, в том числе частных, операторов ЖКУ как следствие углубления рыночных преобразований, капиталистических отношений реально меняет ситуацию и поэтому приветствуется как органами местного самоуправления, так и при определенных условиях потребителями услуг. Жилищный кодекс РФ ввел положения, создающие благоприятные условия для привлечения частного капитала в ЖКХ. Ключевым моментом здесь является введение жилищного самоуправления, передача управления жилыми домами в руки жильцов, которые получают право на выбор перечня услуг, подрядчиков и оплату их по факту предоставления.

Частные фирмы охотно берут подряды на обслуживание жилых домов, пока осуществляется бюджетное финансирование. Важно, чтобы этот рынок был привлекателен и при отмене дотаций, возможном росте платежей при повышении тарифов на услуги. Если не будет условий и возможностей получать высокие доходы, бума частного капитала в ЖКХ ожидать не приходится. Пока имущественные отношения до конца не отрегулированы, горизонт тарифного регулирования короток. Не располагает к долгосрочным инвестициям в ЖКХ и частая смена руководителей муниципальных образований, дробление районов на мелкие самостоятельные поселения. Правда, в ФАС поступают заявки на передачу коммунальных сетевых объектов в собственность или аренду. Ставка, видимо, делается на будущие доходы после смягчения тарифного регулирования.

Учитывается и имеющийся опыт коммунального обслуживания на основе муниципально-частного партнерства в форме концессионных соглашений, предусматривающих привлечение капитала в ЖКХ, его модернизацию.

Концессия - это договор долгосрочной аренды между государством (муниципалитетом) и юридическим (частным) лицом, сопровождаемый инвестиционными условиями. Объект передается в управление, однако право собственности остается за государством (муниципалитетом). Концедентом выступает муниципальное образование в лице органа местного самоуправления, а концессионером - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом на основе открытого или закрытого конкурса, с победителем оговариваются все детали соглашения: сроки эксплуатации, размер платы, права и обязанности сторон и т.д. Расторгнуть соглашение в одностороннем порядке можно только по решению суда.

Договоры могут заключаться в расчете на различные условия взаимоотношений и выполнения работ. Так, в одних договорах предусматриваются условия:

  • о выполнении работ (оказании услуг) с использованием объекта государственной (муниципальной) собственности:
  • об управлении объектом государственной (муниципальной) собственности, в частности доверительном управлении или аренде объектов.

Другие договоры отражают направления использования построенных объектов. К ним относятся договоры по моделям:

  • строительство - передача (ВТ);
  • строительство - эксплуатация - передача (ВОТ);
  • строительство - передача - эксплуатация (ВТО);
  • строительство - владение - эксплуатация - передача (BOOT).

Можно передавать в концессию автодороги, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, аэродромы и аэропорты, гидротехнические сооружения, метрополитен и другой общественный транспорт, объекты ЖКХ, здравоохранения, образовании, культуры, спорта, туризма. Органы власти заинтересованы в том, чтобы частные инвестиции пришли в пока невостребованные, ныне отстающие, но перспективные отрасли.

Новые структуры сочетают производственную деятельность с инвестированием и управлением. Инвестор не только вкладывает капитал в новые технологии, но и финансирует текущую деятельность.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству подписало соглашения с рядом крупных компаний и банков по вопросам взаимодействия в сфере коммунальной инфраструктуры.

Наиболее активную концессионную деятельность развернула ОАО «Российские коммунальные системы» (ОАО «РКС»), образовавшее дочерние акционерные общества в 27 регионах Российской Федерации. РАО «ЕЭС России» как основной учредитель ОАО «РКС» заключило соглашения с администрациями более 20 регионов (подписаны председателем правления РАО «ЕЭС России» как представителем одной стороны и губернаторами и главами региональных представительных органов власти как представителями другой) о передаче под управление ОАО «РКС» предприятий ЖКХ (электро- и теплоснабжающих предприятий, водоканалов и ряд других).

Предприятия «Газэнерго» (подразделения ООО «Межрегионгаз») эксплуатируют муниципальные котельные и соответствующие тепловые сети, рассматривая этот процесс как более глубокую переработку своей же продукции - газа. Для них это оправданно, так как даже в условиях недостаточных платежей более глубокая переработка сырья, в данном случае газа, приносит дополнительные финансовые ресурсы, которые являются источником дальнейших инвестиций.

Реализация проектов в различных регионах и городах приведет к снижению субсидий и затрат на теплоснабжение и перераспределению высвобождаемых средств на производство других коммунальных услуг.

В настоящее время в ЖКХ много проблем, в решении которых мог бы с большой пользой поучаствовать частный бизнес. Самым неотложным является прекращение деградации жилищного фонда и коммунальных инженерных сетей. Формальная эксплуатация жилья, несоблюдение нормативов по ремонту и обслуживанию провоцируют разрушение жилищного фонда и рост потребности в жилье (так неразрывно связаны жилищно-коммунальное обслуживание и строительство). Ввиду высокого уровня износа инженерных сетей планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Огромное недофинансирование обычных домов резко контрастирует с чрезмерном роскошью обслуживания элитных городских и загородных элитных квартир и загородных домов.

В финансово благополучных регионах за счет бюджетных средств могут провести капитальные ремонт жилищного фонда, чтобы управляющие компании могли начать работу с чистого листа. В других регионах потребность в средствах не покрыть даже с помощью повышения платежей населения. Понятно и рыночно оправданно стремление бизнеса идти туда, где можно больше заработать. Но для чего больше, если абстрагироваться от социальной ответственности?

В результате приватизации промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия передали объекты жилищного фонда и социально-культурного назначения в ведение местного самоуправления. Процесс передачи жилья в муниципальную собственность продолжается, намечается передать еще 160,4 млн. м 2 , или почти 6% общего фонда жилья. Неясно, за счет каких источников местные бюджеты будут его обслуживать, если субвенции из вышестоящих бюджетов выделяются лишь на жилищные субсидии и льготы населению.

Теперь становится ясно, что освобождение бизнеса от социальной ответственности - недостаточно обоснованное решение. Сейчас время принять меры к частичному исправлению ошибки, в рамках которых следует возложить на приватизированные предприятия ответственность за обслуживание хотя бы своего бывшего фонда жилья и других социальных объектов. Ведь новые собственники предприятий в каждом городе хорошо известны.